V
A
C
V
A
C

Два монаха

Любовь и бесы во впечатляющем образце бурной жизни экспрессионизма на мексиканской земле. Специальный показ в рамках программы «От света к свету».

В эффектных готических стенах католического монастыря переполох: брат Хавьер, подозреваемый другими монахами в одержимости бесами, побил распятием отправленного изгнать их из него брата Хуана. Приор монастыря по очереди допрашивает обоих о случившемся — и узнает, что некогда они были лучшими друзьями, которых, впрочем, смертельно рассорила любовь к одной и той же безвременно погибшей женщине. У каждого своя версия того, как и по чьей вине приключилась эта трагедия.

Три человека в рясах кланяются в храме
кадр из фильма «Два монаха», 1934
Оро задействует целый арсенал авангардных для его эпохи техник, включая некоторые поразительные противопоставления. Например, чудесна идея заставить героя каждой из двух версий событий носить белое, а злодея черное, тем самым переворачивая во втором флешбэке то, что мы видели в первом.

— Ник Джеймс, Sight & Sound

За шестнадцать лет до «Расемона» один из отцов мексиканского кино Хуан Бустильо Оро элегантно демонстрирует уникальную способность кинематографа с помощью флешбэков и ненадежных рассказчиков представлять разные версии одного и того же события — и тем самым демонстрировать нестабильность понятия правды как таковой. Не меньше подхода к драматургической структуре в «Двух монахах» впечатляет выразительная, эффектная визуальность. Оро вдохновлялся немецким экспрессионизмом, но вместо слепого копирования находок Ланга и Вине умело адаптировал их к собственной упоительной игре в противоположности: дихотомия безумия и разума, греха и искупления, света и тьмы здесь создается почти исключительно изобразительными средствами.

Кинопрограмма «От света к свету» рассматривает историю кинематографа как бесконечную игру света и тени. Как бы ни менялись технологии съемки, жанровые особенности и тренды в операторском мастерстве, работа со светотенью остается самым действенным и доступным способом наделять кадр подлинным значением. Кино существует только благодаря свету — и одновременно само проливает свет на вещи и на мир, проясняя их природу.

Два монаха

Dos monjes
1934, Хуан Бустильо Оро | Juan Bustillo Oro
Мексика
79 мин., исп. с рус. субт., 18+
В ролях: Виктор Урручуа, Карлос Вильяторо, Магда Халлер, Белтран де Эредия