V
A
C
V
A
C

Три

Шедевр югославской «черной волны», действие которого разворачивается на партизанском фронте Второй мировой. Специальный показ в рамках программы «От света к свету».

Югославия, Вторая мировая война — ее начало, середина и конец. Три эпизода из жизни партизана Милоша — три встречи со смертью лицом к лицу. Вот Милош становится ее свидетелем, не сумев спасти от поспешного расстрела безосновательно обвиненного в шпионаже мужчину. Вот он с трудом уворачивается от гибели, в отличие от товарища по партизанскому отряду, не сумевшего скрыться от немецкой погони. А вот уже сам герой приводит в исполнение фатальный приговор, не найдя оправдание женщине, сотрудничавшей с нацистами.

Два человека сражаются посреди воды на фоне гор
Кадр из фильма «Три», 1965
Каждая из трех новелл отмечена полным отсутствием сентиментальности. Вклад партизан в войну предстает не героической доблестной победой, но холодным, уродливым фактом, необходимостью выживания, медленно иссушающей душу.

— Федор Тот, Mubi Notebook

Партизанские фильмы были, пожалуй, главным официальным жанром югославского кинематографа — но «Три» Александара Петровича уворачивается от героического официоза. Вместо этого он, в полном соответствии с провозглашенным «черной волной» и определившим ее название стремлением показывать жизнь без прикрас, создает одно из самых трезвых и бескомпромиссных изображений той жуткой цены, которую человечество платит за любые войны. Этого эффекта режиссер добивается не только триптихом составляющих фильм историй, но и стилем, который, как положено в экспрессионизме, подчеркивает смысл происходящего игрой света и тени, но своей поэтичностью напоминает «Иваново детство» Андрея Тарковского и во многом не уступает его формальным достижениям.

Кинопрограмма «От света к свету» рассматривает историю кинематографа как бесконечную игру света и тени. Как бы ни менялись технологии съемки, жанровые особенности и тренды в операторском мастерстве, работа со светотенью остается самым действенным и доступным способом наделять кадр подлинным значением. Кино существует только благодаря свету — и одновременно само проливает свет на вещи и на мир, проясняя их природу.

Российская премьера реставрации фильма в 2K.

Три

Tri
1965, Александар Петрович | Aleksandar Petrovic
Югославия
80 мин., серб. с рус. субт., 18+
В ролях: Бата Живоинович, Али Ранер, Слободан Перович, Бранислав Джеринич