V
A
C
V
A
C

Американский друг

Канонический неонуар, произведший революцию в операторском искусстве. Специальный показ в программе «От света к свету».

Том Рипли, американский делец, осевший в Европе и зарабатывающий на жизнь подделками произведений искусства, не просто не брезгует криминалом, а как будто черпает энергию из разнообразных нелегальных махинаций и преступных проделок. Кажется, именно это демоническое качество втягивает в его орбиту Джонатана Циммермана, больного лейкемией обрамителя картин, которому из-за поступков и проступков нового американского друга предстоит стать наемным убийцей.

На переднем плане женщина выходит из машины и смотрит вдаль на мужчину, вздымающего руки на фоне горящей машины
Кадр из фильма «Американский друг», 1977
Только такая лукавая писательница, как Хайсмит, смогла увидеть в этом сюжете триумф, — и только такой человечный режиссер, как Вендерс, смог показать, что за этим триумфом кроется безвыходный моральный тупик.

— Стив Эриксон, RogerEbert.com

Если классические фильмы нуар во многом создавали атмосферу тотального упадка нравов с помощью выразительной игры теней, то «Американский друг» — возможно, первый неонуар, по-настоящему успешный не только драматургически, но и визуально, — находит способ добиться схожего эффекта с помощью радикальной работы с цветом и искусственным освещением. Вим Вендерс и его оператор Робби Мюллер обильно насыщают кадры этой вольной экранизации Патриции Хайсмит отблесками неоновых огней и заливают их болезненным свечением флуоресцентных ламп, добиваясь резкого контраста между огнями естественными и искусственными. И вот уже в этом навсегда отменившем правила хорошего операторского тона психотриллере сама современность предстает пространством непоправимых разрывов и противоречий, территорией, где невинные обречены пройти фатальное испытание испорченностью, а испорченные вместо наказания получают шанс невинно улыбнуться в камеру в финале: «Таков порядок вещей. Будьте осторожны».

Кинопрограмма «От света к свету» рассматривает историю кинематографа как бесконечную игру света и тени. Как бы ни менялись технологии съемки, жанровые особенности и тренды в операторском мастерстве, работа со светотенью остается самым действенным и доступным способом наделять кадр подлинным значением. Кино существует только благодаря свету — и одновременно само проливает свет на вещи и на мир, проясняя их природу.

После показа состоится обсуждение фильма с режиссером и кинокритиком Денисом Виленкиным.

Американский друг

Der amerikanische Freund
1977, Вим Вендерс | Wim Wenders
ФРГ–Франция
127 мин., англ. с рус. субт., 16+
В ролях: Деннис Хоппер, Бруно Ганц, Лиза Кройцер, Николас Рэй