V
A
C
V
A
C

Фамилия Вьет, имя Нам

Выдающийся образец деконструкции идеи идентичности — и разоблачения документалистики как таковой. Специальный показ в программе «Краткая история отсутствия».

«Есть образ женщины, и есть проживаемая ей реальность. Иногда первый не совпадает со вторым. Я готова говорить, но вы не должны сомневаться в моих словах», — произносит одна из женщин, интервьюируемых вьетнамской мыслительницей, художницей и режиссером Трин Т. Минь-ха. Все героини фильма — из Вьетнама, их судьбы и голоса сплетаются в коллаж истории борьбы за права на фоне чудовищной войны.

Крупный план улыбающейся азиатской женщины
Кадр из фильма «Фамилия Вьет, имя Нам», 1989
Смешивая идеи страны, семьи, языка, культуры и идентичности уже в своем названии, а затем и на уровне формы и содержания, «Фамилия Вьет, имя Нам» предполагает, что нам необходимо разобрать до основания каждую из них, прежде чем мы сможем начать устанавливать их заново.

— Джонатан Розенбаум, Chicago Reader

Но так ли здесь все очевидно, как кажется на первый взгляд? Дав своим героиням высказаться, одна из самых значительных концептуальных режиссеров нашего времени вдруг разоблачает собственный метод — и интервью оказываются реконструкциями, личный опыт — коллективным, идея об укорененности документалистики в некой объективной реальности — фикцией.

Исследуя темы идентичности и коллективной памяти, национальной культуры и активизма и, конечно же, вьетнамской войны, Трин Т. Минь-ха неизбежно приходит к вопросу о политической природе тех конвенций, на которых строится документальное кино. Ее ответом становится попытка выбить почву из-под ног собственного фильма, придать ему ту зыбкость, которая характерна для любой частной жизни, особенно прошедшей через жернова большой истории.

После показа пройдет обсуждение с куратором фонда V–A–C Андреем Василенко и культурологом и кинокритиком Инной Кушнаревой.

Фамилия Вьет, имя Нам

Surname Viet, Given Name Nam
1989, Трин Т. Минь-ха | Trinh T. Minh-ha
США
108 мин., англ. с рус. субт., 18+