Орнаменты жизни и смерти
Музыкально-пластический спектакль, в основе которого лежит коллективная импровизация перформеров и музыкантов, а видео-арт дополняет художественные образы.
Стиль постановочной работы театральной группы — коллективная импровизация, в которой каждый, будь то профессионал, любитель или актер с нейроотличиями, является равноправным участником действий, происходящих на сцене здесь и сейчас. Они просты, естественны и понятны любому зрителю.
Все фото: Аня Тодич
После премьеры 26, 27 апреля зрители делились своими впечатлениями:
- Живой, дышащий, трогающий до глубины души спектакль! Именно что не думать, не осмыслять, а впитывать кожей, глазами, дать образам самим вызывать ассоциации, а не притягивать их. И вот эта сонастроенность, в буквальном смысле подставление друг другу плеча сейчас поражает особенно остро, потому что очень этого не хватает в жизни — что мы можем быть друг другу опорой, поддержкой, заботой, помощью, мы можем быть самыми разными и все-таки видеть и слышать друг друга и быть друг с другом рядом.
- Когда дул ветер, у меня закружилась голова — мне показалось, что меня сейчас сдует. Спасибо за такое сочетание звука, картинок и за сам перформанс. Это правда совершенно невероятное явление.
- Сочетание движения, музыки и визуального фона настолько поглощают все внимание, что в отсутствие слов начинаешь воспринимать то, что происходит, — скорее подсознанием, чем сознанием. Это удивительный опыт, потому что возвращает переживанию телесного достойное место в целостной природе человека.
- Создается впечатление, что артисты и танцоры существуют настолько в гармонии с музыкой, с визуальным рядом, что вообще не возникает чувства, что кто-то им это ставил. Они так живут — то по одному, то в дуэтах, то сливаясь в какие-то группы. Но это настолько естественно и настолько органично, что ощущения отрепетированности не было. Мне кажется, это огромное достоинство.
- Для меня это был спектакль о единстве всего сущего во взаимодействии различий. Упомяну только одну деталь, которая иллюстрирует это. Черные костюмы актеров были высветлены по обшлагам рукавов и по низу штанин. И эти светлые пятна так сливались при движениях на фоне живого изображения набегающих и отступающих волн, что возникало впечатление новой целостности — «вода и человек», в которой ни то ни другое не утрачивало своей сущности, существуя неслиянно и нераздельно.
4 марта состоялся показ в формате открытой репетиции. Зрители стали свидетелями процесса создания театральной работы, и участвовали в сессии обратной связи с театральным коллективом.
- Когда началась сцена воды, я поняла, что абсолютно слилась с вами. И в этот момент я начала видеть что-то не по отдельности или по парам, а вообще всё вместе. Этот момент — какой-то очень важный, который я почувствовала всем телом. И тогда я поняла — не понимая, а чувствуя.
- Совершенно провалилась в тему с землей, с камнями. У меня почему-то всплыло в голове что-то из эпоса: «и люди были камнями». То есть я видела артистов, участников в роли камней. А потом следующие сцены с ветром и с водой — люди были уже в этих стихиях. Сейчас я переживаю это чувство, пока еще не готова ничего сказать по этому поводу.
Действительно уходишь в эти стихии и что-то такое огромное все: воздух, камни. И потом, когда во время вот этой сцены воды юноша ныряет и плывет — есть же там такой момент — это так узнаваемо, течение его потащило. Это очень смешно было. Спасибо. - Приватность слабости. И вот эта уязвимость, она очень как-то, не знаю, резонировала мне сегодня здесь. Спасибо за нее.
- Мне показался очень интересным видео-арт с действиями, на каком иногда сопротивлении они работают, иногда наоборот, на слиянии, особенно во время сцены воды, когда я становлюсь частью этого потока и когда вода течет в одну сторону, а ребята двигаются в другую — это погружает в какое-то вообще странное состояние головокружения. И это очень здорово.
- Дистанция, которая здесь устанавливается, и все масштабы между моим восприятием и тем, что я видела, они, конечно, восхитительны. И так много воздуха. И так много паузы. Это очень сильно меняет, меняет все. Живая музыка. Вообще не поняла, что уже финал. Я так увлеклась.
Создатели проекта ищут органичное сочетание невербального языка с художественными средствами видео-арта, музыки и саунд-дизайна. Основные принципы видеомэппинга с его цикличностью и неподвижностью действий противопоставляются неповторимости пластики. В то же время видео-арт позволяет выразить конфликт между телом и виртуальной средой. Его задача — деликатно расставлять акценты в движениях, продолжая их и не иллюстрируя.
В основе драматургии спектакля лежат ритмические процессы, которые можно отыскать в образе природных стихий. С первобытных времен они вдохновляли человека на создание искусства. Между орнаментами, движением, эмоциональными переживаниями и стихиями существует глубокая связь, которую мы постарались уловить в пластической партитуре в надежде на то, что это поддержит наши общие жизненные силы.
Музыкальное сопровождение спектакля основано на живом звучании и импровизации. Ансамбль использует широкий набор инструментов — классических, перкуссионных, звукошумовых, созданных самими музыкантами, а также вокал и битбокс. Такой спектр позволяет создать многогранный художественный образ: разные звуковые среды, классические референсы, электронная и академическая музыка образуют единую музыкальную форму, поддерживая, дополняя и акцентируя движения перформеров, их эмоциональное и символическое значение.
Автор
Наталья Попова
Клинический психолог, режиссер, педагог интегрированной театральной студии «Круг», председатель правления общественной организации «Круг».
Перформеры
Александр Гоголев, Кирилл Егоров, Тимофей Иванов, Сергей Карпов, Яна Куликова, Анастасия Куркина, Анастасия Пингачева, Елена Попова, Василий Рамайя, Вера Федорова, Илья Ходаревский, Виктория Хренова, Анастасия Черемшанцева, Ксения Черемшанцева, Давид Чичилян
Музыканты
Никита Баранов, Вера Егорова, Федор Егоров, Дарья Ильина, Анна Колесникова, Сергей Максимкин, Мария Милованова
Работа за кулисами
Клавдия Карпова
Светохудожник
Елена Перельман
Главный художник по свету «Гоголь-центра» в 2013–2022 годах. В качестве художника по свету оформила спектакли: «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова, «Хармс. Мыр», «Шекспир», «Спасти орхидею», «Из жизни планет». С 2014 года сотрудничает с интегрированной театральной студией «Круг». С 2022 года — художник по свету пространства «Внутри».
Видеохудожики
Илья Старилов
Сотрудничал с Русским инженерным театром «АХЕ», Электротеатром «Станиславский», Мариинским театром, Московским академическим Музыкальным театром, Центром искусств Сегерстрома, брендами Chanel и Cartier.
Полина Лимье
Мультимедийный художник, режиссер, продюсер, композитор, спикер OFFF Moscow и Digital Design Days Milan. Основательница Limye.space.
Композитор
Никита Баранов
Мультиинструменталист, композитор. Учился в МГКМИ имени Шопена, МГИМ имени Шнитке, Conservatorium Maastricht. Лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей как композитор и солист.
Художницы по костюмам
Мария Привезенцева, Екатерина Арапова
Продюсеры
Оксана Агапова, Михаил Яцков
Куратор
Саша Аникушин
Проект реализован совместно с Региональной общественной организацией социально-творческой реабилитации детей и молодежи «Круг»
Общественная организация более 30 лет поддерживает, развивает и популяризирует творческую деятельность людей с инвалидностью. Все программы и разномасштабные проекты — школа для детей с нейроотличиями, родительско-детские группы, комплекс мастерских, спектакли театральных студий, фестиваль «Протеатр» — направлены на создание условий, необходимых для инклюзии детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в культуру и общество.
- Перевод на русский жестовый язык
- Доступно посетителям с нейроотличиями