V
A
C
V
A
C

Яркий свет

Завораживающее малийское фэнтези о конфликте поколений и перерождении вселенной. Специальный показ в программе «От света к свету».

«Жара порождает огонь, и два мира — земля и небо — существуют благодаря свету». Таким эпиграфом открывается шедевр метафизического реализма Сулеймана Сиссе, прежде чем перенести зрителя в Мали XIII века, где колдун Сома пытается определить местонахождение своего брошенного в детстве сына Ниананкоро — чтобы погубить его из зависти к его сверхъестественным способностям. Ниананкоро оказывается вынужден пуститься в одиссею по полному не только волшебства, но и тирании миру, чтобы познать свои силы и сексуальность, вступить в противостояние с отцом и в конечном счете стать творцом перерождения всего сущего.

Мальчик протягивает шар женщине в пустыне
Кадр из фильма «Яркий свет», 1987
В «Ярком свете» Сиссе создал новый миф творения для Мали, предлагая видение нации, объединенной, а не разделенной своим этническим и культурным разнообразием. Его фильм — это мечта о становлении страны, которая сможет избавиться от своих многочисленных зол собственными силами. Только тогда яркий свет вернется по-настоящему.

— Натанаэл Худ, Mubi Notebook

Судан и саванна, огромные болота и скалы песчаника — укореняя свой эпический фильм в легендах и традициях доколониального Мали, Сулейман Сиссе и на визуальном уровне отдает дань родной стране. При этом на базовом уровне рассказываемая им история вполне универсальна и напоминает многие хорошо знакомые европейскому зрителю мифы (например, об Эдипе). Другое дело, что детали — в которых кроется, конечно, не только дьявольское, но и божественное, — завораживающе уникальны для той культуры, которую воспевает режиссер. Сиссе не только находит для «Яркого света» собственный национальный киноязык, не скованный конвенциями американского или европейского кино, но и ухитряется создавать магический эффект с помощью обманчиво простых визуальных приемов — чтобы в финале впечатляющим режиссерским жестом и вовсе вывести фильм на уровень космогонии, построенной на вселенской силе света.

Кинопрограмма «От света к свету» рассматривает историю кинематографа как бесконечную игру света и тени. Как бы ни менялись технологии съемки, жанровые особенности и тренды в операторском мастерстве, работа со светотенью остается самым действенным и доступным способом наделять кадр подлинным значением. Кино существует только благодаря свету — и одновременно само проливает свет на вещи и на мир, проясняя их природу.

Яркий свет

Yeelen
1987, Сулейман Сиссе | Souleymane Cisse
Мали–Буркина-Фасо–Франция–ФРГ–Япония
105 мин., бамана с рус. субт., 18+
В ролях: Иссиака Кане, Ауа Сангаре, Ниаманто Саного, Балла Мусса Кейта