V
A
C
V
A
C

Сага об Анатаане

Поразительная лебединая песнь одного из главных мастеров игры света и тени в истории кино. Специальный показ в рамках программы «От света к свету».

1944 год. Двенадцать японских моряков, переживших кораблекрушение, оказываются на крошечном, всеми забытом тихоокеанском острове Анатаан, единственные обитатели которого — сбежавшие от цивилизации фермер и его красавица-жена. Мужчины пускаются в маскулинное соперничество за власть друг над другом и за внимание манипулирующей ими женщины, еще не зная, что их изоляция на острове затянется на семь лет, за которые их представления о человеческой природе расшатаются непоправимо.

Четыре пары рук тянут друг у друга веревочки
Кадр из фильма «Сага об Анатаане», 1953
Многочисленные формальные ужимки делают «Сагу об Анатаане» впечатляюще прогрессивным для 1953-го достижением — но было бы ошибкой считать, что это кино, предназначенное только эстетам. Напротив, маневры Штернберга по остранению дают понять о его покорности перед сюжетом, который простирается далеко за пределы его собственного жизненного опыта — но позволяет режиссеру напрямую исследовать экзистенциальные вопросы, давно его занимавшие.

— Карсон Лунд, Slant

Последний фильм Джозефа фон Штернберга, чей талант высекать эротическое чувство одним рассекающим тьму лучом сделал звезду из Марлен Дитрих, стал и самым свободным в его жизни. Снимая в Японии без какого бы то ни было продюсерского контроля, фон Штернберг (выступивший здесь еще и оператором, а также рассказчиком закадрового текста — японскую речь сыгравших в ленте актеров театра кабуки он решил не переводить) добивается редкого сочетания подчеркнутой искусственности снятого в павильоне экранного действа — и почти документального подхода к основанной на реальных событиях истории и нарративу. Фирменный для режиссера экспрессионистский подход к мизансцене и освещению и вовсе превращает «Сагу об Анатаане» в радикальный не только для середины 1950-х, но и для нашего времени эксперимент по сведению воедино как будто не сочетающихся стилистических элементов. Поразительнее всего то, что истории о неизбывных противоречиях, лежащих в сердце человеческого сосуществования, это идет только на пользу.

Кинопрограмма «От света к свету» рассматривает историю кинематографа как бесконечную игру света и тени. Как бы ни менялись технологии съемки, жанровые особенности и тренды в операторском мастерстве, работа со светотенью остается самым действенным и доступным способом наделять кадр подлинным значением. Кино существует только благодаря свету — и одновременно само проливает свет на вещи и на мир, проясняя их природу.

Российская премьера реставрации фильма в 2K. После показа состоится обсуждение фильма с куратором кинопрограмм «ГЭС-2» Денисом Рузаевым.

Сага об Анатаане

Anatahan
1953, Джозеф фон Штернберг | Josef von Sternberg
Япония
92 мин., яп. с рус. субт., 16+
В ролях: Акэми Нэгиси, Тадаси Суганума, Седзи Накамура, Кисабуро Савамура