V
A
C
V
A
C

Исследователи. Часть первая

Проект переосмысливает и развивает серию выставок 2014–2015 годов, когда четыре известных художника представляли в галерее Уайтчепел собственные экспозиции, сформированные из работ коллекции фонда V–A–C.

«Исследователи, часть первая» задуман как двухчастный проект. Первыми свой взгляд на искусство из собрания V–A–C представляют два номинанта на премию Тёрнера — режиссер Джеймс Ричардс, лауреат премии Джармена, и Линетт Ядом-Боакье — британская художница, чья персональная выставка недавно прошла в Новом музее современного искусства (Нью-Йорк). Художники выбрали для экспозиции произведения, посвященные природе в самом широком смысле — от флоры и фауны до проявлений человеческой натуры.

Увертюрой к выставке зрителей встречают торжественные ритмы из балета Игоря Стравинского «Весна священная». Ядом-Боакье сопоставляет картины разных художников из разных эпох, в которых человеческая фигура предстает частью естественной среды, воплощением первородной энергии и сексуального влечения: «Купальщицы» (1910) Аристарха Лентулова, «Весна священная» (2012) Энрико Давида и «Садовая живопись № 2» (1996) Гэри Хьюма.

В то же время «Корова» (1966) Энди Уорхола демонстрирует, как природа подчинилась промышленному производству и репликации образов. А в фотосерии Николая Бахарева, запечатлевшей купальщиков на российских пляжах («Новокузнецк», работы из серии «Отношение», 1980–1995), природа становится метафорой рая для советских и постсоветских граждан.

Джеймс Ричардс исследует безмолвие и тишину: он сопоставляет свое концептуальное видео «Заменить минуту тишины минутой аплодисментов» (2015), в котором зафиксированы моменты всеобщего молчания на концертах, в фильмах и в других ситуациях, с тишиной, которую передает «Этюд к портрету» Фрэнсиса Бэкона (1953). Живопись вступает в безмолвный диалог со звуком, сопровождаемая молчаливым хором персонажей других работ экспозиции: «Обнаженная спящая, Габриэль» Пьера-Огюста Ренуара (1903), «Серая фигура (Голова в серых тонах)» Альберто Джакометти (1957), «Женщина в большой шляпе» Хаима Сутина (1919), «Без названия (№ 58)» Синди Шерман (1980).

Куратор выставки
Ивона Блазвик, директор галереи Уайтчепел

/