Гендерное беспокойство: Феминизм и подрыв идентичности

Дата:
Год:
2022
Язык:
Русский
Страницы:
272
18+

Основополагающий труд по перформативной теории гендера.

В книге «Гендерное беспокойство» американский философ Джудит Батлер осмысляет понятия гендера, пола и сексуальности, их производство и воспроизводство в обществе и рассматривает возможности, которые открывает критика этих категорий идентичности. В своем анализе она апеллирует к французскому постструктурализму, феминистской теории и психоанализу, ссылаясь в том числе на работы Моник Виттиг, Юлии Кристевой и Мишеля Фуко.

Батлер размышляет о социальной сконструированности гендера, ставит под вопрос его стабильность и однозначность, пытается расширить наши представления о возможном и реальном и предлагает способы противостояния нормативному давлению. Выход книги Батлер в 1990 году спровоцировал критическую дискуссию и пересмотр феминистской теории.

Фото: Руслан Шавалеев

Джудит Батлер (р. 1956) — американский философ, исследовательница гендера, феминизма и квир-теории. Разработала собственную теорию гендерной перформативности. Автор книг «Психика власти» (СПб. : Алетейя, 2018), «Заметки к перформативной теории собрания» (М. : Ad Marginem, 2017).

Пародийное повторение гендера также разоблачает иллюзию гендерной идентичности как недоступной глубины и внутренней субстанции. Будучи эффектом ловкой, политически навязанной перформативности, гендер — это как бы «акт», открытый для расщепления, самопародии, самокритики и тех гиперболических форм демонстрации «естественного», которые именно путем гипертрофирования обнажают его фундаментально фантазматический статус.

Книга состоит из трех глав, в каждой из которых исследуются различные аспекты категории гендера. Первая глава («Субъекты пола/гендера/желания») пересматривает статус «женщины» как субъекта феминизма. Вторая глава («Запрет, психоанализ и производство гетеросексуальной матрицы») разбирает табу на инцест как механизм формирования гендерных идентичностей через призму структуралистских, психоаналитических и феминистских концепций. В заключительной главе («Подрывные телесные акты») предлагается критическое рассмотрение понятия материнского тела у Юлии Кристевой, равно как и концептуализации телесной морфологии в работах Мишеля Фуко, Моник Виттиг и Мэри Дуглас, а также формулируется идея о гендере как стилизации тела или перформативном акте.