Коллекция фонда V–­A–C. Выбор работ: Джеймс Ричардс

Дата:
23 июн–30 авг 2015
Место:
Галерея Уайтчепел, Лондон

Живопись Фрэнсиса Бэкона как центр звуковой инсталляции Джеймса Ричардса.

Для четвертой, заключительной экспозиции работ коллекции V–A–C в галерее Уайтчепел номинант премии Тёрнера художник Джеймс Ричардс выбрал работу Фрэнсиса Бэкона «Этюд к портрету» (1953), которая легла в основу саунд-инсталляции, представленной в пространстве галереи Уайтчепел с 23 июня по 30 августа 2015 года.

Ричардс создает особую визуальную и звуковую атмосферу в галерее, которая театрально преобразилась благодаря каскаду драпировок занавеса. Такое решение позволяет зрителям достичь максимальной концентрации внимания на полотне Фрэнсиса Бэкона. Картина воплощает образ неизвестного мужчины в синем луче лунного света, сидящего в массивном кресле, напоминающем папский трон. Это одна из последних живописных работ, которую художник создал в своей студии Королевского колледжа искусств.

Специально для проекта Джеймс Ричардс записал композицию для многоканальной звуковой инсталляции. Он работал с группой вокалистов, чьи голоса и дыхание в сочетании с электронным битом придают ритмичность песни. В инсталляции также можно расслышать раскаты эха, а звуки церковных колоколов наполняют выставочное пространство, создавая уникальную атмосферу для восприятия картины Бэкона.

Имея опыт работы куратором многих проектов, я задумался над тем, как возможно наиболее впечатляющим образом представить одну-единственную легендарную работу, а не просто сделать обычную групповую выставку. Мне было интересно придумать для этого многослойный музыкальный фон, который бы наполнил выставочное пространство и стал бы неким звуковым фильтром, а не просто саундтрек, интерпретирующий в нотах содержание картины.

— Джеймс Ричардс

Джеймс Ричардс (1983, Кардифф) — художник, работающий в жанре видеоарта и экспериментирующий со звуками различного происхождения: от записей поздних радиопрограмм или шума поля до собственных музыкальных аранжировок. Призер премии Ars Viva в номинации «Изящные искусства» (2014), премии DAAD Artist в рамках Берлинской программы (2013–2014) и премии Дерека Джармана (2012).

Избранные персональные и групповые проекты:

«Джеймс Ричардс» (персональная выставка), Кунстферайн (Мюнхен, 2015); «Александра Доманович, Ингве Холен, Джеймс Ричардс: Ars Viva 2014/2015», Кунстферайн (Бонн, 2015), Кунстхалле (Гамбург, 2014); выставка номинантов премии Тёрнера 2014 г., галерея Тейт (Лондон, 2014); «Вырезая салфетки», МоМА (Нью-Йорк, 2014); «Сжигаю дом», 10-я Биеннале в Кванджу (2014); «Энциклопедический дворец», 55-я Биеннале в Венеции (2013); «Не убирая свет, лишь выключая огни» (персональная выставка), галерея Чизенхэйл (Лондон, 2011).

/