Педагогическая поэма. Публичная программа

Дата:
16 мар–30 ноя 2012
Место:
Историко-мемориальный музей «Пресня»

В течение 10 месяцев в музее «Пресня» проходит по три-четыре полноценные лекции в неделю, а также регулярные семинары и мастер-классы.

«Педагогическую поэму» придумали художники и теоретики современного искусства Арсений Жиляев и Илья Будрайтскис. «Программа с самого начала была не просто междисциплинарной, но принципиально исходила из стремления создать единое дискуссионное и равноправное пространство, в котором теоретики и историки, кураторы и художники вступали бы в органичное взаимодействие друг с другом, — рассказывает Будрайтскис. — Рамки истории — как направления, как системы координат, как способа мыслить и творить — в данном случае заключали в себе и само историческое знание, и постоянное продуктивное сомнение в нем».

Важной линией является так называемая «теория истории» — направление, заданное в международной мысли такими критиками исторического нарратива, как Хейден Уайт, Артур Данто и Франклин Анкерсмит. «Именно она стала основной темой как выступления одного из ведущих российских специалистов в области «теории истории» Андрея Олейникова, так и моего авторского курса лекций, — продолжает Будрайтскис. — О своих исследованиях, их связи с собственной рефлексией и актуальным общественным контекстом говорили крупнейший современный биограф Ленина Владлен Логинов и исследователь легендарной дореволюционной партии социалистов-революционеров Ярослав Леонтьев. Примечательным событием была лекция венгерского историка Томаша Кенде, сосредоточившего свое внимание на драматической трансформации музеев в Восточной Европе. Блестящим завершением и этой линии «Педагогической поэмы», и всего проекта в целом стала лекция философа Михаэля Леви, посвященная философии истории Вальтера Беньямина.

Ключевой для проекта тематический блок, связанный с взаимодействием истории и современного искусства, представлен выступлениями таких важных для российской сцены кураторов, как Екатерина Дёготь и Виктор Мизиано. Каждый из них в свое время сделал проекты, без которых сейчас уже сложно представить себе историю российского кураторства как таковую: «Борьба за знамя» (2008) и «Прогрессивная ностальгия» (2007) соответственно. Тема традиции и опыта стала определяющей в художественных практиках таких разных художников, как Анатолий Осмоловский, Евгений Фикс, Дмитрий Виленский, Авдей Тер-Оганьян и Егор Кошелев. Тему связи с городским пространством и скрытой в его драматических трансформациях истории угнетенных последовательно развивает голландская художница Джинни ван Хеесвик, также выступающая в рамках «Педагогической поэмы» с ярким рассказом о своем творчестве. Неожиданное прочтение проблемы опыта представлено ведущим российским театральным режиссером, возглавляющим экспериментальный московский Театр.doc, — Михаилом Угаровым. Сложно переоценить важность для проекта также серии выступлений о современной критической теории, представленных философами Алексеем Пензиным, Игорем Чубаровым и Марией Чехонадских».

Участники проекта
Кирилл Алексеев, Владимир Архипов, Александр Бикбов, Ольга Брюховецкая, Дмитрий Виленский, группировка «ЗИП», Екатерина Дёготь, Ольга Житлина, Вадим Захаров, Михаэль Лёви (Michael Lowy), Александр Иванов, Никита Кадан, Томаш Кенде (Tamas Kende), Егор Кошелев, Мариян Крталич (Marijan Crtalic), Владлен Логинов, Кирилл Медведев, Андрей Олейников, Николай Олейников, Анатолий Осмоловский, Алексей Пензин, Давид Рифф, Сергей Попов, Кирилл Светляков, Наталья Смолянская, Влад Сафронов, Театр.doc, Авдей Тер-Оганян, Станислав Тютюкин, Евгений Фикс, Джинни ван Хеесвик (Jeanne van Heeswijk), Ольга Чернышева, Мария Чехонадских, Игорь Чубаров, Хито Штейерль (Hito Steyerl)

/