V
A
C
V
A
C

Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей

Работы Павла Альтхамера из Польши и Анатолия Осмоловского из России впервые представлены в едином экспозиционном пространстве.

«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей» — уникальный проект, впервые соединяющий в экспозиционном пространстве работы двух художников из разных стран. Оба они представители поколения, ставшего свидетелем резкой смены идеологии в начале 1990-х. Несмотря на разные формы и техники — от скульптуры, инсталляции и видео до политически обусловленных акций и социальных практик, и Альтхамер, и Осмоловский часто обращаются к идее телесности и способам восприятия окружающей действительности. Выставка выстраивает динамичную коммуникацию между ними, разыгрывает различия и сходства их работ. Кроме того, специально для этого проекта художники совместно создадут новую скульптуру.

Павел Альтхамер представляет работы, воплощающие ключевые идеи его творчества: сотрудничество, самоизображение, главенствующая роль субъективного человеческого опыта. В полном объеме показан цикл «Так называемые волны и другие необыкновенные явления разума» (2003–2004). Эта видеоинсталляция на восьми экранах, созданная в сотрудничестве с польским художником Артуром Жмиевским, документирует эксперименты Альтхамера с употреблением различных препаратов, посредством которых автор исследует состояние гипноза и реакции психики.

В видео под названием «Вероника» (2004) на первый план выходит тема осознания. Работа экспрессивно, но вполне реалистично показывает рождение дочери художника, после чего повествование перемещается на несколько лет вперед. Отец и дочь играют в парке, и возможность видеть вещи глазами своего ребенка трансформирует восприятие отца и его понимание окружающего мира: через призму этого видения все повседневное и обыденное становится по-настоящему прекрасным.

На выставке также представлена новая масштабная бронзовая работа «Парис», в которой Альтхамер продолжает важное для себя исследование монументальных и статуарных форм человеческого тела.

Большинство вошедших в экспозицию работ Анатолия Осмоловского впервые показаны за пределами России. Они выполнены в различных техниках в период с начала 1990-х до сегодняшнего дня. Художник начал карьеру в Советском Союзе в конце 1980-х в качестве писателя. Возглавив движение «Э.Т.И.» («Экспроприация территории искусства»), он организовал в Москве ряд провокационных перформансов. Его художественная практика того времени носила по большей части коллективный характер: Осмоловский работал в тесном сотрудничестве с группой «Радек», члены которой понимали искусство как инструмент протеста. Этот период представлен в экспозиции серией фильмов и фотодокументами. В 1995 году Осмоловский основал журнал «Радек», продвигающий радикальную политическую и интеллектуальную программу в период «дикого капитализма» в Восточной Европе. В начале 2000-х он вернулся к исследованию формальных аспектов художественной практики. Его обращение к скульптуре отражено в сериях, включающих такие знаковые произведения, как «Танки» и «Хлеба»: они выдают интерес к наследию русской иконописи и раннего русского авангарда. Также на выставке представлены новые работы художника, которые ранее не экспонировались.

Куратор
Николас Каллинан (отдел современного искусства музея Метрополитен, Нью-Йорк)

/