V
A
C
V
A
C

Остальгия

Выставка, объединившая работы более пятидесяти художников из двадцати стран, посвящена мифу и реальности жизни при социализме и после него.

Немецкое слово Ostalgie возникло в 1990-е годы на волне разочарования после падения Стены и ностальгии по ГДР и ее культуре. Выставка под названием «Остальгия» обращена к искусству тех стран, которых два десятилетия назад, до падения Берлинской стены и «железного занавеса», еще не было на карте.

В экспозицию вошли работы более пятидесяти художников из стран бывшего восточного блока и Западной Европы, которые описывают возвышение и крах коммунистического мифа и являются личными репортажами об отдельных аспектах жизни как в коммунистическом обществе, так и в постсоветских странах.

Выставка выходит далеко за рамки традиционного художественно-географического исследования. Представляя ключевые фигуры арт-сцены 1970-х и 1980-х годов наряду с молодыми художниками, она не выстраивает хронологическую прямую, а конструирует серии диалогов между поколениями и регионами. Из локальных практик авангарда и его интернациональных черт вырисовывается мнимый пейзаж, возникает картография мечты, которая преследовала Восток.

Соединяя индивидуальные признания и коллективные травмы, «Остальгия» демонстрирует психологический ландшафт, в котором отдельные люди и целые государства пытаются выработать новые отношения с историей, географией, идеологией. Проект исследует роль, отведенную художнику в социалистической реальности, — роль и изгоя, и провидца, и свидетеля. Центральными темами проекта стали романтическая вера в силу искусства как преобразующего, почти целительного средства, одержимость языком и его использование в пропаганде, концепция новой эстетики тела в противопоставлении героическому пафосу в соцреализме, созерцание руин истории, сознание искусства как формы сентиментальной документации, выступающей посредником между культурным давлением и переживаниями человека. В конечном счете «Остальгия» — это нарратив о мифах и их гибели.

К выставке выпущен каталог с текстами Массимилиано Джони, Бориса Гройса, Екатерины Дёготь, Виктора Мизиано и других авторов, а также с избранными эссе участников выставки.

Куратор
Массимилиано Джони

Участники
Виктор Алимпиев (Россия), Евгений Антуфьев (Россия), Владимир Архипов (Россия), Саид Атабеков (Казахстан), Вячеслав Ахунов (Узбекистан), Мирослав Балка (Польша), Николай Бахарев (Россия), Ирина Ботеа (Румыния), Гета Братеску (Румыния), Анатолий Брусиловский (Россия), Эрик Булатов (Россия), Андро Векуа (Грузия), Херманн Глёкнер (Германия), Анета Гржежиковска (Польша), Ион Григореску (Румыния), Андрис Гринбергс (Латвия), Тацита Дин (Великобритания), Сергей Зарва (Украина), Анна Земанкова (Чехия), Саня Ивекович (Хорватия), Нейл Каммингс и Марыся Левандовска (Великобритания, Польша), Иржи Кованда (Чехия), Евгений Козлов (Россия, Германия), Юлиус Коллер (Словакия), Фил Коллинз (Великобритания), Эдвард Красиньски (Польша), Александр Лобанов (Россия), Йонас Мекас (Литва), Борис Михайлов (Украина), Андрей Монастырский (Россия), Деймантас Наркявичюс (Литва), Гамлет Овсепян (Армения), Паулина Оловска (Польша), Роман Ондак (Словакия), Анатолий Осмоловский (Россия), Павел Пепперштейн (Россия), Виктор Пивоваров (Россия), Дмитрий Пригов (Россия), Хелыа Пэрис (Польша, Германия), Анри Сала (Албания), Алина Сапожников (Польша), Саймон Старлинг (Великобритания), Младен Стилинович (Хорватия), Давид Тер-Оганьян (Россия), Яан Тоомик (Эстония), Вернер Тюбке (Германия), Андра Урсута (Румыния), Сьюзен Филипс (Великобритания), Станислав Филко (Словакия), Петрит Халилай (Косово), Тибор Хейес (Венгрия), Ольга Чернышева (Россия), «Что делать?» (Россия), Михаэль Шмидт (Германия), Томас Шютте (Германия), The Workshop of the Film Form (Войцех Бружевский, Йозеф Робаковски, Ришард Васко) (Польша)

Проект осуществляется при поддержке Фонда Тоби Деван Льюис (Toby Devan Lewis Emerging Аrtists Exhibitions Fund).

/