Модерникон. Современное искусство из России

Дата:
23 сен 2010–27 фев 2011
Место:
Фонд Сандретто Ре Ребауденго, Турин

Фонд Сандретто Ре Ребауденго и V–A–C представляют в Турине и Венеции проект, посвященный современному русскому искусству.

Выставка «Модерникон. Современное искусство из России» исследует молодое российское искусство на стадии становления и стремится представить наиболее интересные художественные высказывания, созданные в стране, появившейся на международной арт-сцене совсем недавно. На двух площадках в Италии выставлены работы двадцати художников: некоторые из них известны на международной художественной сцене, другие только начинают свой путь. Они работают в различных техниках — живопись, скульптура, видео, инсталляция. Связь между современностью и самой традиционной русской художественной формой заложена в названии выставки — «Модерникон». В нем отразилось состояние искусства между настоящим и прошлым, между образом, стремящимся к вечной новизне, и мифологией уже завершенного культурного проекта.

Система современного искусства в России сформировалась в 1990-е годы одновременно с распадом Советского Союза и последовавшими событиями. В тот момент художники взаимодействовали с действительностью через искусство. И если на Западе это была некая лаборатория, художественное поле для экспериментов, то в России искусство носило более радикальный, провокационный, скандальный характер, объединяющий концептуальную поэтику с традициями авангарда.

Художники проекта «Модерникон», демонстрируя свое видение российского искусства, создают образы c сильной внутренней рефлексией и работают с образами прошлого, наделяют их новой энергией и материальностью.

Александра Галкина, Яков Каждан, Анна Паркина, Давид Тер-Оганьян присваивают узнаваемые художественные приемы супрематизма, конструктивизма и советской кинематографии, чтобы на совершенно новом образном языке говорить об актуальных политических и социальных проблемах. Ольга Чернышева, Сергей Братков, Алина Гуткина, пользуясь разными повествовательными средствами и инструментами, создают образ-документ, подвергают исследованию реальность постсоветского общества, молодежных субкультур, повседневной жизни, ставя под сомнение подлинность ее и самих себя. Арсений Жиляев символически резюмирует эти процессы: выстраивая мемориальный архив-монумент радикальных 1990-х годов, он создает мифологии художников прошлого и в то же время открывает новое пространство для дискуссии и революционного творчества. Несколько работ в экспозиции созданы специально для этой выставки.

Выставка проходит под патронажем Министерства иностранных дел Италии и Министерства культуры Италии и открывает программу культурных событий, организованных в рамках перекрестного года культуры и языка в России и Италии, которым станет следующий, 2011 год.

В обширный каталог выставки вошла документация художественных произведений, а также критические тексты итальянских и русских авторов.

Кураторы — Франческо Бонами и Ирене Кальдерони

Сегодня в России современное искусство вступило в новую фазу развития. Идея художественной практики как формы прямого действия уступила место более рефлексивному подходу, ориентированному на произведение искусства, пересмотр наследия модернизма и его эстетических амбиций и социальное обновление.

— Анатолий Осмоловский

Участники
Виктор Алимпиев, Саша Ауэрбах, Сергей Братков, Александра Галкина, Алина Гуткина, Дмитрий Гутов, Арсений Жиляев, Яков Каждан, Елена Ковылина, Андрей Кузькин, Владимир Логутов, «Обледенение архитекторов», Анатолий Осмоловский, Анна Паркина, Павел Пепперштейн, Анастасия Рябова, Сергей Сапожников, Давид Тер-Оганьян, Ольга Чернышева, Стас Шурипа

/