Общее целое. Выставка

Дата:
10 сен–30 окт 2016
Место:
Музей Вадима Сидура

Совместный проект фонда V–A–C и Музейно-выставочного объединения «Манеж» исследует, как воспринимают искусство люди с ограниченными возможностями здоровья и что может помочь им включиться в современный художественный процесс.

«Общее целое» — это междисциплинарное исследование, которое включает в себя выставку, перформансы, кинопоказ и открытую дискуссию. Цель проекта — не только обсудить, как интегрировать людей с инвалидностью в художественный процесс, но и сформировать теоретическую базу для художественных практик, связанных с темой инвалидности или направленных на аудиторию людей с ограниченными возможностями здоровья, а также найти стратегии, которые помогли бы художественно осмыслить эти вопросы. Кроме того, проект должен стать шагом к формированию доступной культурной среды — одного из ключевых принципов концепции ГЭС-2.

Музей Вадима Сидура выбран площадкой не случайно: тема инвалидности и травмы занимает одно из центральных мест в творчестве этого скульптора. В конце 1980-х в мастерскую и Музей Вадима Сидура привозили воспитанников и выпускников Загорского детского дома-интерната для слепоглухих. Таким образом, музей стал одним из первых в стране мест, где люди с нарушениями зрения и слуха могли познакомиться с современным искусством.

В рамках исследовательской части проекта в Музее Вадима Сидура проходят дискуссии с участием отечественных и зарубежных теоретиков искусства, философов, педагогов, психологов, историков и социологов, художников и кураторов. На них обсуждают специфику работы с темой инвалидности, историю ее репрезентации в искусстве, поиск альтернативных форм ее осмысления в рамках новых художественных практик, а также интерпретации этой проблемы в рамках философии ХХ века, современной экономики и других актуальных контекстах.

Выставка объединяет работы Юрия Альберта, Асты Грётинг, Дэррина Мартина, Вадима Сидура, Александры Сухаревой, Файен д’Эви, Сэди Уилкокс. Экспозиция помогает осмыслить восприятие художественного произведения, процесс творчества в условиях физических различий между людьми.

Также в рамках проекта проходят два перформанса Файен д’Эви, разработанные в ходе взаимодействия художницы со слепоглухими людьми. Совместная работа д’Эви с австралийской художницей Софи Такач «Пролог к соприкосновению с работами Вадима Сидура» — это попытка настроить механизмы тактильного восприятия скульптур. А перформанс «Тактильный диалог (коллективное действие)», созданный вместе с хореографом Шелли Ласика, основан на идее телесного взаимодействия между художницей и участниками, которое возникает, когда они вместе исследуют произведения искусства.

Специально к открытию проекта в Музее Вадима Сидура создана доступная среда для незрячих и слабослышащих. При содействии специалистов фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» в рамках выставки организованы экскурсии для людей с ограниченными возможностями, а в выставке и круглых столах участвуют специально обученные медиаторы.

Кураторы — Анна Ильченко и Ярослав Алёшин

Каждый проект фонда V–A–C призван способствовать развитию более «взрослого», более сознательного, а стало быть, и более современного общества. Проектом в Музее Сидура мы надеемся бороться с расхожей, но совершенно недопустимой в 2016 году формулировкой об «ограниченных возможностях». Предполагаемые ограничения — это всего лишь другие возможности, и к ним необходимо относиться как к ресурсу, для реализации которого должны быть созданы условия. «Самого главного глазами не увидишь». Наше восприятие настолько притупилось, что мы готовы принимать границы своего горизонта за границы всего мира! Жизнь каждый день доказывает, что зрение и видение не тождественны. Реальным ограничением является именно отсутствие видения, и я глубоко убеждена, что искусство способно его сформировать, невзирая ни на какие физические особенности.

— Тереза Иароччи Мавика, директор фонда V–A–C

/