Своими словами: ре­зи­ден­ция для нового поко­ления художниц

с 31 янв

* В апреле 2022 года Дом культуры «ГЭС-2» принял решение о самостоятельной реализации программы резиденций «Своими словами: резиденция для нового поколения художниц». Команда Дома культуры «ГЭС-2» видит важность в создании условий для беспрепятственного развития культурных инициатив и художественного производства, в связи с чем берет на себя все расходы по проведению программы резиденций и производству итоговых художественных работ.

Трехлетняя программа художественных резиденций в Доме культуры «ГЭС-2», организованная совместно с Культурным фондом CHANEL. Она создана для российских художниц, которые используют в своей практике междисциплинарный подход и работают на пересечении музыки, танца и театрального искусства. Задача резиденции — создать благоприятную среду для профессионального развития участниц и способствовать гендерному равенству на художественной сцене.

В каждом блоке продолжительностью пять месяцев принимают участие 12 художниц, отобранных через открытый прием заявок. С февраля по март проходят серии интенсивных сессий и публичных лекций ведущих российских и зарубежных практиков танца, музыки и театра. После завершения этого этапа участницы резиденции готовят свои проекты к питчингу. Самые успешные из них будут реализованы при поддержке кураторов и продюсеров фонда V–A–C и представлены публике в Доме культуры «ГЭС-2» в июне 2022 года. Во время программы участницам выплачивается ежемесячная стипендия; также им будет выделен бюджет для производства работ.

Программа художественных резиденций в Доме культуры «ГЭС-2» начала работу 31 января 2022 года

В результате открытого конкурса мы получили 300 заявок, которые рассматривали кураторы программы Анна Ильдатова, Анна Ильченко, Дмитрий Ренанский и Ольга Цветкова. Выбор участниц проходил по трем направлениям: музыка, театр и танец. В первую очередь кураторы обращали внимание на опыт создания собственных проектов, профессиональный интерес к смежным дисциплинам и работу с цифровым контентом.

Финалистами стали:

Екатерина Августеняк (р. 1984, Санкт-Петербург)
Надежда Бахшиева (р. 1994, Москва)
Алина Белягина (р. 1989, Сочи)
Екатерина Бондарь (р. 1996, Москва)
Ксения Бурмистрова (р. 1991, Екатеринбург)
Анна Гарафеева (р. 1975, Москва)
Мария Пацюк (р. 1988, Москва)
Анна Поспелова (р. 1986, Москва)
Мэри Чеминава (р. 1998, Москва)
Ксения Шачнева (р. 1984, Казань)
Катя Шилоносова (Kate NV) (р. 1988, Москва)
Екатерина Ширшкова (р. 1994, Москва)

Команда проекта выражает всем искреннюю благодарность за проявленный интерес и участие в конкурсе.

Направления программы

Театр

Театральные режиссеры и сценографы, которые исследуют художественный язык и пытаются преодолеть конвенциональные формы и подходы «старого театра», обращаясь в своей практике к VR- и AR-технологиям, видео, перформансу, инсталляциям.

Танец

Хореографы, работающие в разных жанрах, чья художественная практика предполагает экспериментальный подход и открытость к знаниям из других сфер исполнительского искусства.

Музыка

Композиторы и саунд-дизайнеры, которые рассматривают современную музыку как пространство полифонии разных художественных практик и хотят поработать с другими исполнительскими искусствами.

Менторы

Катерина Бакатсаки

Хореограф, исследователь и преподаватель Утрехтского университета искусств (HKU), ранее ментор Университета искусств в Амстердаме (AHK/SNDO). Работает на границе между визуальным искусством, драматургией, хореографией и Body Weather — комплексной практикой тренинга и перформанса, основанной японским танцовщиком Мином Танакой. Работала в его труппе Maijuku в Японии с 1986 по 1993 год. С 1996 года вместе с Франком ван де Веном она возглавляет Body Weather Amsterdam, платформу для исследования перформанса и обучения.

Хая Черновин

Композитор, профессор Гарвардского университета. Композитор-резидент Зальцбургского (2005/2006) и Люцернского (2013) фестивалей. Автор оперных произведений, написанных по заказу Мюнхенской биеннале (Pnima…ins Innere, 2000), Зальцбургского фестиваля (Adama, 2006), Фламандской оперы (Infinite Now, 2017) и Немецкой оперы в Берлине (Heart Chamber, 2019). Лауреат Премии Эрнста фон Сименса (2003), член Берлинской академии искусств (с 2017) и Баварской академии изящных искусств (с 2021).

Сьюзан Кеннеди

Театральный режиссер. Создала особую эстетику, чтобы исследовать новый баланс сил между телом, техническими объектами и машинами. Пытаясь в своих постановках дать ответ на извечный вопрос «Что значит быть человеком?», Кеннеди прибегает к искажениям привычной картины мира, используя возможности мультимедиа, маски, актеров-двойников и повторение диалогов. В 2017 году стала обладателем Европейской театральной премии в номинации «Новая театральная реальность».

Нина Гастева

Хореограф, танц-художник, основатель Петербургского перформативного движения в танце и в театре. Преподаватель и сокуратор магистерской программы для современных хореографов в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. Руководитель театра танца «Игуан», хореограф арт-группы «Что делать?». Лауреат фестиваля Fringe (г. Пермь) и обладатель премии иностранных продюсеров Upstream на фестивале «Цех» (Москва, 2007). Ее искусство танца — это не послание, не сообщение, не трансляция заранее сформулированных представлений о мире, а попытка передать зрителю раскрывающийся веер из бесконечного числа смыслов и вероятностей.

Сергей Невский

Композитор, куратор. Создавал произведения по заказу Берлинской государственной оперы, Руртриеннале, Симфонического оркестра Штутгартского радио, ансамблей Klangforum Wien (Австрия), Neue Vocalsolisten Stuttgart (Германия) и других. Сотрудничал с режиссерами Кириллом Серебренниковым, Борисом Юханановым, Маратом Гацаловым. Обладатель премии «Золотая Маска» (2014). Был куратором направления «Музыка» в проекте «Платформа» на «Винзаводе». В 2020 году в Штутгарте состоялась мировая премьера его оперы Secondhand-Zeit, в основу которой легла книга «Время секонд хэнд» лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич.

Виктор Рыжаков

Режиссер. Художественный руководитель Московского театра «Современник», директор театрального фестиваля «Пять вечеров», профессор Школы-студии МХАТ, лауреат премии Станиславского «За вклад в театральную педагогику». Автор спектаклей «Иранская конференция» (Театр Наций); «Саша, вынеси мусор», «Солнечная линия» (ЦИМ); «Пьяные», «Иллюзии», «С любимыми не расставайтесь», DreamWorks (МХТ им А.П. Чехова); «Несовременный концерт», «Современный концерт», «По-Чехову. Три сестры» («Июльансамбль»), «Война и мир Толстого» (БДТ им. Товстоногова), «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» (Александринский театр); Drunks, DreamWorks, The Hairdresser (Национальный театр, Будапешт) и других.