V
A
C
V
A
C

Перформансы

Публичную программу проекта «Генеральная репетиция» составляют перформансы, в которых российские и зарубежные художники исследуют тему совмещения различных художественных практик.

Проект открывает «Разминка» британской художницы Кэлли Спунер — эксперимент со зрительским ожиданием и с феноменом презентации искусства зрителю, визуальная метафора будущего, к которому невозможно подготовиться.

Ключевым действующим лицом перформанса «Кароче Кватроченто» российской художницы из объединения «Театр Взаимных Действий» Шифры Каждан выступает не автор, а работа — фотография Владислава Мамышева-Монро «Ахматова в воспоминаниях», сделанная Сергеем Борисовым в 2001 году. Все желающие могут задать ей вопросы или просто поговорить с ней. Шифра Каждан обещает, что фотография расскажет о себе, темах, затронутых автором, использованном методе и, возможно, о секрете своего создания, ведь современное искусство всегда саморефлексивно.

Перформансы румынского хореографа и танцовщицы Александры Пирич называют скульптурными интервенциями: она одушевляет образы знаменитых монументов и инсценирует сюжеты из классической живописи. Привезенная ею в Москву работа «Мраморы Парфенона» рассказывает о репатриации культурных ценностей: исполнители разыгрывают ситуацию, в которой метопы и статуи афинского Парфенона и другие мраморы Элгина, хранящиеся в Британском музее, возвращаются на родину. Этот рассказ не столько о культурном империализме, сколько о неочевидных вариантах развития событий и о том, насколько запрос на репатриацию культурных ценностей может обладать художественным объемом.

Трехчастный перформанс RR (Referrential Realism) медиапоэта Натальи Федоровой исследует отношения между словами, объектами искусства и телами. В его основе лежит текстовый генератор, который вместо слов использует произведения искусства. Синтаксис генератора заимствован из философской пьесы Армена Аванесяна «Метафизика из будущего», представленной во Втором акте «Генеральной репетиции». Перформанс предлагает рассмотреть выставку как пространство языковой утопии, в которой все произносится и проговаривается посредством произведений искусства.

Постоянная участница фестивалей Sonar и Mutek Мириам Бло привозит в Москву перформанс Soft Revolvers, получивший в 2015 году почетный приз жюри Ars Electronica. Светомузыкальное произведение, исполненное на сконструированных Бло инструментах, — это новый уникальный способ представления электронной музыки: четыре пластиковых волчка благодаря датчикам скорости вращения, сигналам Wi-Fi и пальцам художницы превращаются в техно-скульптуру, которая разворачивается во времени и демонстрирует слушателям зарождение звука. А в работе Михаила Максимова «Диспозиция для большого лазерного станка» лазерный станок вытачивает копию работы из экспозиции «Генеральной репетиции» с помощью алгоритма, основанного на текстах философов Эмпедокла и Гершома Шолема. Если в авангарде процесс освобождения объекта (машины) предполагал уподобление человеку, то в этом случае объект свободен изначально: он не нуждается в человеке и не обращается к нему, даже несмотря на то, что отправным пунктом его функционирования является философский текст.

Лекция-перформанс Али Шерри Water Blues сопровождает показ фильма Шерри «Копатель» о Султане Зеиб Хане, который на протяжении двадцати лет изо дня в день оберегает руины древнего некрополя в Аравийской пустыне. Ливанско-французский художник наполняет свой перформанс образами наводнений, зыбучих песков и болот, перемежая мифы и легенды о всемирном потопе и последующем переизобретении мира с картинами повседневного труда сезонных рабочих-мигрантов.

Работа Александры Сухаревой «Двойник» — спектакль о связи, построенный вокруг феномена радиоактивного излучения. Это сконструированная экосистема, в которой цветок водного гиацинта видит свое отражение в излучающей радиацию урановой вазе, а человек становится приглашенным к участию гостем. Лирическая музыка Артура Майна является контрапунктом к необычной встрече двух предметов, в которой основным связующим звеном выступает способность излучать и поглощать, притягивать и отталкивать.

Завершает проект «Генеральная репетиция» мировая премьера перформанса Сергея Черепнина «Рассеивая проклятие кокако», в котором музыка, хореография и предметный театр вместе создают театрализованное действие. Взаимодействуя с электроакустическими объектами, автор превращает скульптуры в звуковоспроизводящие устройства и наделяет своих героев текучей, флюидной идентичностью. Сложная система разработанных художником специальных колонок, металлических скульптур и преобразователей звука, а также движения актеров и голоса птиц представляют проект генетического спасения новозеландского скворца кокако, находящегося на грани вымирания.

Подробнее о публичной программе «Генеральной репетиции»

Об участниках

Кэлли Спунер — британская художница. Участвовала в выставочных проектах Нового музея современного искусства в Нью-Йорке и музея Стеделийк в Амстердаме, галерей Серпентайн, Уайтчепел и Тейт Модерн в Лондоне.

Шифра Каждан — российская художница из объединения «Театр Взаимных Действий». Участвовала в выставках в Сандретто Ре Ребауденго в Турине, в Центре современного искусства Futura в Праге, в Музее искусств и ремесел в Гамбурге, в ММОМА.

Александра Пирич — румынская художница, хореограф и танцовщица. Исследует исторические контексты культурных явлений и их влияние на общественную ситуацию. Перформансы Пирич проходили в Афинах в рамках платформы «Будущие климаты», на «Манифесте 10», в центре Помпиду, Музее Ван Аббе и в других художественных институциях.

Наталья Федорова — медиапоэт, исследователь языкового медиаискусства и куратор «Фестиваля медиапоэзии 101», преподаватель факультета свободных наук и искусств СПбГУ, сооснователь медиапоэтической группы Machine Libertine.

Мириам Бло — канадская художница, композитор, саунд-инженер и исполнительница. Сочетает перформанс, написание музыки, производство собственных цифровых и аналоговых инструментов, работу с музыкальными архивами, световые инсталляции, цифровые и аналоговые визуальные образы и различные объекты, которые становятся как ее героями, так и соавторами.

Михаил Максимов — московский художник. В его интересы входят явление гравитации, рельсовый транспорт и криминалистика. Занимается цифровой баллистикой, конструированием структур материалов и моделированием отходов производства.

Али Шерри — визуальный художник. Использует разные медиа — видео, инсталляцию, фотографию, найденные объекты, архивные материалы. Родился в Бейруте в 1976 году, в начале 15-летней гражданской войны в Ливане. Совмещая документалистику и вымысел, коллективное и личное, психологизм и телесность, Шерри обращается к последствиям войны, а также исследует общество «беспокойного настоящего», для которого будущее несет не обещание, а угрозу.

Александра Сухарева — российская художница, участница «Документы 13» и «Манифесты 10». В своих практиках заново описывает произошедшие события с точки зрения их влияния на современную картину мира и выстраивает предметный разговор о настоящем и будущем, о том, насколько возможны сейчас те или иные модели восприятия и какие ошибки были допущены в процессе становления основных дискурсов.

Сергей Черепнин — российско-американский художник, участник проектов в Грузинском павильоне на 55-й Венецианской биеннале, в MoMA и Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк), на 30-й Биеннале в Сан-Пауло и Биеннале Уитни.

/