Московские дневники
Проект Центра экспериментальной музеологии и Музея американского искусства в Берлине.
Отправной точкой проекта стали поездки в Москву двоих иностранцев: философа Вальтера Беньямина в 1926 году и первого директора нью-йоркского Музея современного искусства Альфреда Барра в 1928-м. По приезде в СССР Барр познакомился с работами Казимира Малевича, который к тому времени уже удостоился персональной выставки в Государственной Третьяковской галерее (1927). Ее куратором был Алексей Федоров-Давыдов — молодой специалист, сторонник марксистской социологии искусства и разработчик «Комплексной марксистской экспозиции».
Вальтер Беньямин, в свою очередь, хотел увидеть чудо, воплощенное в молодом пролетарском государстве. Его впечатления оказались неоднозначны: с одной стороны, клопы в отелях, разруха, суета, с другой — такие важнейшие для нового свободного искусства фигуры, как Сергей Третьяков, ставший прототипом художника для эссе Беньямина «Автор как производитель». После визита в Москву Альфред Барр и Вальтер Беньямин продолжили заниматься экспозициями и писать тексты для Музея американского искусства в Берлине (МоАА).
Над выставкой «Московские дневники» работали МоАА и ЦЭМ (Центр экспериментальной музеологии), которые изучают новаторские подходы к теории и практике искусств, вопросы подлинности, а также роль музея в создании произведения искусства. Алексей Федоров-Давыдов и Сергей Третьяков — важнейшие фигуры для интеллектуальных построений ЦЭМ. Одна часть «Московских дневников» включает фрагменты выставки Альфреда Барра «Кубизм и абстрактное искусство», прошедшей в МоМА в 1936 году и сделавшей Малевича и других русских авангардистов неотъемлемой частью истории модернизма. Другая посвящена возможной встрече Барра и Беньямина в доме Госстраха на Бронной и экспозиционным опытам Федорова-Давыдова.
К открытию проекта приурочено издание русского перевода книги «Вальтер Беньямин. Новые сочинения».
Музей американского искусства в Берлине (MoAA)
Основан в 2004 году, осуществляет выставочную и образовательную деятельность. Среди проектов MoAA — реконструкция Арсенальной выставки, салона Гертруды Стайн на рю де Флерюс, Абстрактного кабинета Эль Лисицкого, реэкспозиция постоянной коллекции в музее Ван Аббе и т.д. В коллекцию МоАА входят произведения Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга и другие шедевры американского искусства XX века.
Центр экспериментальной музеологии (ЦЭМ)
Основанная в 2016 году платформа фонда