Андрей Монастырский

Дата:
22 ноя 2010–23 янв 2011
Место:
Московский музей современного искусства (ММОМА)

Первая музейная выставка важнейшей фигуры современного русского искусства, художника и теоретика московской концептуальной школы.

Московский музей современного искусства и фонд «ВИКТОРИЯ — Искусство быть современным» представляют персональную выставку Андрея Монастырского, одного из основателей и автора большинства проектов художественной группы «Коллективные действия», которая стала идеологической базой Московской концептуальной школы. Созданное художником эстетическое поле состоит из множества равнозначных составляющих: это художественные произведения, прозаические, поэтические, документальные и теоретические тексты, а также архивы задуманных и осуществленных им акций группы «Коллективные действия». Проект был запланирован еще в 2009 году: он стал началом теоретического осмысления и представления творчества Монастырского через ретроспективу его инсталляций.

Выставка выстраивает картину творчества художника за 30 лет на основе его работ, а также документации акций группы «Коллективные действия». В экспозицию вошли работы, ранее не показывавшиеся в Москве: инсталляция «Фонтан», объехавшая крупные европейские музеи, работа 1976 года «Гёте», представленная в Касселе на «Документе 12» и в Чикаго, а также новые инсталляции 2010 года — «Коридор КД» и «Оболочки».

Каталог, который изданный после выставки, дает новые возможности для сквозного прочтения материалов, расширяет поле зрения на творчество Андрея Монастырского. Он включает в себя эссе и диалоги с художником ключевых фигур международной современной художественной сцены — Роберта Сторра, Клауса Бизенбаха, Ильи Кабакова. Таким образом, читатель получит возможность увидеть универсальную перспективу, частный взгляд на творчество Монастырского, а также услышать комментарий самого художника.


Работа КД в 1970–80-е годы оценивалась и здесь, в кругах концептуалистов, и на Западе как работа на самом переднем крае современного искусства, искусство «после философии». По десяти книгам «Поездок за город» (1976–2010) можно изучать историю развития современного искусства сначала в СССР, а потом и в России. Это искусство ставило и решало общетеоретические задачи и проблемы — и в пластике, и в жанре, и в дискурсе,  — свойственные международному развитию современного искусства, начиная с Дюшана, дадаистов и продолжая практикой Флаксуса, Джона Кейджа, Денниса Оппенгейма, Криса Бёрдена, Вито Акончи, Брюса Наумана и так далее.

 — Андрей Монастырский

Андрей Монастырский родился в 1949 году, окончил филологический факультет МГУ. С 1975 года создает концептуальные работы, перформансы и акции. Один из основателей группы «Коллективные действия»; автор-составитель большинства ее томов «Поездки за город». Составитель сборников Московского архива нового искусства (МАНИ) (1986–1990). Участник выставок АптАрта (1982) и Клуба авангардистов (КЛАВА) в Москве, а также многочисленных отечественных и зарубежных проектов. Составитель «Словаря терминов московской концептуальной школы» (1999). Автор теоретических статей по вопросам современного искусства. Участник 50-й и 52-й Венецианских биеннале и «Документы 12».

Избранные персональные выставки:
«Андрей Монастырский» (Kunstihoone, Таллин, 2008); «Земляные работы» (Stella Art Gallery, Москва, 2005); «70-е годы и другие работы» (Navicula Artis, Санкт-Петербург, 2000); «Госагропром» (Gosagroprom, Москва, 1998); «Ветка» (XL Галерея, Москва, 1996); Untershriften (Kunstwerke, Берлин, 1994).

«Коллективные действия» — художественная группа, идеологическая база Московской концептуальной школы, начала работать в 1976 году. Участники — Андрей Монастырский, Николай Панитков, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Сергей Ромашко, Сабина Хэнсген, а также Никита Алексеев (до 1983 г.) и Георгий Кизевальтер (до 1989 г.). Группой осуществлено 125 акций-перформансов и собрано 10 томов (начат 11-й) книг «Поездки за город». В 1977 году материалы об акциях КД были опубликованы в международном журнале FlashArt, а фотография одной из акций была помещена на обложке журнала. В том же году документация КД была представлена на Венецианской биеннале.

/