V
A
C
V
A
C

Молодые взрослые.
Второй сезон.
Очень маленькие дела

С ноября 2022 года по апрель 2023-го участники второго сезона проекта «Молодые взрослые» исследовали разные сферы культуры, работая по пяти направлениям: соучастное проектирование пространства, запись подкаста, создание идеальной белой футболки, съемка веб-сериала, а также документация всего процесса и его архивирование в формате зина.

Если первый сезон «Молодых взрослых» был направлен на формирование сообщества и объединение, то второй посвящен работе в малых группах. У каждого направления свои кураторы, помогающие запустить исследование и применять проектный метод. Участники изнутри познакомились с индустрией моды и киноиндустрией, узнали специфику разных профессий, заглянули на производства, пообщались с уникальными специалистами, изучили структуру и возможности Дома культуры «ГЭС-2», и в частности Центра художественного производства «Своды».

Итогом сезона стали пять самостоятельных проектов, которые участники представят посетителям Дома культуры «ГЭС-2» на выпускном вечере 30 апреля 2023 года.

Листок «Моя волшебная анкета» с надписью: Твоя любимая песня: Blink 182 All the Small Things

Подкаст

Участники прошли весь цикл производства смыслового подкаста — от идеи, формы, звуковой и визуальной айдентики до философии монтажа и продвижения. А еще попробовали выйти за рамки подкаста и шире посмотреть на индустрию и формат, уделив особое внимание звуку — аудиоайдентике и возможностям звукового сторителлинга. Такой подход позволяет уже на этапе идей и предпродукции представить, каким будет подкаст и как донести мысли и идеи авторов максимально точно, с правильно расставленными акцентами. Кроме того, углубленный подход к звуку помогает шире и глубже понять индустрию.

К концу курса участники не только создадут полноценный аудиопродукт, но и получат знания и навыки, позволяющие самостоятельно делать подкасты.

Авторы программы и кураторы направления

Макс Волынсков
Куратор и продюсер лаборатории студии «Толк», которая объединяет специалистов по звуку и исследует новые формы смыслового аудио через интердисциплинарный опыт.

Полина Иванова
Руководительница производства студии «Толк», продюсер подкаста о цифровых вызовах «Бремя технологий», инклюзивного подкаста о жизни слепых людей «(Не)видимое» и других проектов студии.

Ведущие

Мари Армас
Ведущая радиостанции «Серебряный Дождь»

Ксения Безвиконная
Старший редактор специальных проектов ТАСС.

Никита Белых
Актер, хореограф, режиссер. Мастер Gogol School

Ирина Белоусова
Продюсер подкастов и шоу «Нежный редактор», «Вика Бизнес Чика», VLV LAB.

Катя Верлина, Карина Медведева, Алена Петрова
Основательницы и авторки журнала SIGN и подкаста «девять из десяти»

Глеб Глонти
Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä. Генеральный продюсер и куратор проекта Experimental Music and Art (EMA) Expo. Преподаватель дисциплин «Звуковая идентификация» и «Кураторские практики» на факультете креативных индустрий НИУ «Высшая школа экономики».

Екатерина Дубкова
Спикер Международной креативной школы Mads Courses, директор по маркетингу издательства Bubble Comics и кинокомпании Bubble Studios

Маша Королева
Художник и арт-директор студии «Толк»

Аня Кострюкова
PR-директор коммуникационного агентства Doing Great.

Сергей Скруту
Композитор, звукорежиссер и продюсер подкастов

Константин Троицкий
Саунд-дизайнер, композитор и звукорежиссер, сооснователь лейбла DSS.

Эдуард Царионов
Главный редактор медиа о подкастах podcasts.ru.

Настя Четверикова
Музыковед, культуролог, преподаватель истории искусства. Автор книги «Искусство для пацанчиков. По полочкам» и ведущая популярного одноименного подкаста. Постоянный лектор независимой культурной площадки «Прямая речь».

Футболка

Ведущие и участники исследовали один из самых базовых предметов гардероба в междисциплинарном ключе, опираясь на информацию из самых разных областей знания и пользуясь множеством исследовательских методов и инструментов. Мы рассматривали футболку как продукт современной культуры, поэтому изучали историю ее происхождения, разбирались в экономике ее производства, анализировали, с какими смыслами связан этот предмет одежды и как эти смыслы трансформируются в зависимости от исторического и культурного контекста.

Участники пробовали шить и ткать, ходили на производство, экспериментировали с материалами — а еще написали манифест и взяли множество интервью. Создавая идеальную футболку, они собирали истории для вербатима, учились различать оттенки белого, ухаживать за вещами и ремонтировать их, разрабатывали свой принт, придумывали альтернативную бирку — и просто пытались немного изменить мир, начав с простой белой футболки.

Автор программы и куратор направления

Людмила Алябьева
Историк моды, кандидат филологических наук. Шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала „Теория моды“». Доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ. Руководитель Mendit Research Lab.

Ведущие

Ирина Балакшина, Галина Игнатенко, Елена Ермаковшина
Участницы сообщества исследовательниц моды и одежных культур Mendit Research Lab.

Нина Вересова
Мультидисциплинарная художница, дизайнер одежды, исследовательница текстиля. Преподаватель Британской высшей школы дизайна, аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ.

Ксения Катышева
Дизайнер одежды. Выпускница Британской высшей школы дизайна и колледжа Central Saint Martins, бакалавр искусств. Сокуратор бакалавриата Fashion & Textile Design в Британской высшей школе дизайна. Создательница бренда одежды Katysheva, а также конструкторского бюро и лаборатории по производству одежды FabLab.

Светлана Сальникова
Создательница и дизайнер бренда одежды fy: r. Выпускница Британской высшей школы дизайна, по первому образованию — кибернетик, системный программист. Аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ. Исследовательница локальных культурных кодов европейского севера России, участница дизайн-экспедиций, а также арт-резиденции «Марьин Дом». Куратор направления «Текстиль» в летней школе Арктического государственного института культуры и искусств. Лектор платформ Skillbox и Beinopen.

Александра Саукова
Инженер и конструктор-технолог швейных изделий с более чем 30-летним опытом работы. Руководитель мастерских «Дизайн одежды» в Британской высшей школе дизайна. Преподаватель технологии и конструирования швейных изделий в программе BA Fashion Хартфордширского университета (Великобритания, 2008–2022).

Зин

Участники модуля работали с документацией как с художественным методом, позволяющим быть в контакте с собой, исследовать свои интересы и находить способы самовыражения. Мы писали тексты, разговаривали про поэзию, обсуждали, как факты могут не конкурировать, а обогащать друг друга. Учились быть внимательными к окружающим формам и звукам, повсюду находить микроистории, переводить их в графические образы и использовать уникальные возможности визуального сторителлинга, позволяющие проделывать невероятные трюки со временем, пространством и зрительскими ожиданиями.

Основной характеристикой модуля была междисциплинарность: в процессе создания зина участники резали коллажи, снимали на пленку и работали в фотолаборатории, рисовали буквы как картинки и портреты как текст, создавали объект из впечатлений и придумывали интерактив. И в итоге максимально расширили свои представления о том, какой может быть работа с книгой и информацией в современном мире.

Автор программы и куратор направления

Лена Четверик
Мультидисциплинарная художница, иллюстратор. Выпускница филологического факультета МПГУ и Британской высшей школы дизайна. Работает с графикой, печатными техниками, объектами, текстом и перформансом, переосмысляет возможности графики как независимого от текста образного языка. Участница арт-объединения «Типацеха», издающего зин графических историй «Бумажно» и создававшего проекты для Центра имени Вс. Мейерхольда и Еврейского музея и центра толерантности. Преподаватель иллюстрации, в разное время вела лекции и воркшопы по комиксу и зину в Центре креативных технологий TUMO (Ереван), Британской высшей школе дизайна, НИУ ВШЭ, Манеже, на фестивалях «Морс» и «Бумфест».

Ведущие

Света Муллари
Художница, иллюстратор, принтмейкер. Выпускница художественно-графического факультета РГПУ и курса иллюстрации в Британской высшей школы дизайна. Преподаватель иллюстрации в Простой школе и Британской высшей школе дизайна.

Оля Панькова
Леттерер, дизайнер шрифтов. Выпускница кафедры дизайна МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» Британской высшей школы дизайна. Сооснователь «Бюробукв», преподаватель Высшей школы экономики, школы визуальной культуры и современных профессий BBE и школы BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», Esquire, МТС, «Мегафона», «Арзамаса», ВКонтакте и многих других. Лауреат конкурсов D& AD (2013), ADC Award (2019), «Современная кириллица» (2020), TDC Competition (2022) и других.

Ксения Плотникова
Фотограф, куратор направления «Фотография» в Школе дизайна НИУ «Высшая школа экономики». Основатель фотокружка «Блик». Автор образовательных программ по фотографии для подростков. Постоянный фотограф лагеря «Камчатка».

Нина Фрейман
Редактор, переводчик, художник-коллажист. Соосновательница Клуба вольных коллажистов, участница сообщества «Режь да клей». Преподаватель НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) и Школы современной фотографии «Докдокдок», ведущая занятий по коллажу и творческому письму. Ранее преподавала в Санкт-Петербургской школе нового кино и Креативных классах ТАК. Делает коллажи, снимает коллажную анимацию. Ее клип «К нам летит метеорит» на песню группы «Громыка» участвовал в основной программе международного анимационного фестиваля Animest.

Маша Шишова
Художница, преподавательница. Выпускница кафедры искусства графики МГХПА имени Строганова и курса Виктора Меламеда в Британской высшей школе дизайна. Куратор группы по иллюстрации в Высшей школе экономики, ведущая занятий в «Простой школе» и Британской высшей школе дизайна.

Kameeellah
Художница, комиксистка. Преподавательница иллюстрации в Британской высшей школы дизайна, сотрудница независимого издательства комиксов Sputnikat Press. Автор комиксов Gopnik Walk with Me и Together, редактор зина Wierd Storyzzz. Публиковалась в антологиях Schnosel Mosel и Kuš! , сборниках издательства Parallel Comics, зине «Бредень», сборниках Craft Depot, а также на платформе Wobby Club и в других проектах.

Веб-сериал

Этот притаившийся в тени более ярких и масштабных жанров формат киновысказывания за недолгие годы своего существования обзавелся узнаваемыми стилистическими признаками, собственным языком и уникальным международным контекстом. Вместе с ведущими участники проекта осваивали основные инструменты создания своего «маленького кино», писали сценарии и разбирались, как не растеряться, впервые оказавшись на съемочной площадке. Итогом сезона стала общая работа, формат которой до последнего оставался неопределенным.

Автор программы и куратор направления

Андрей Феночка
Режиссер, один из первых в России создателей независимых веб-сериалов. Сооснователь студии «Фенси Продакшен» и агентства «Журфикс». Лауреат специального приза жюри на Realist Web Series Weekend за пилот сериала «Собака» (2022). Постановщик трех сезонов веб-сериала «Это я» (2017–2018).

Ведущие

Сергей Башевский
Художник по свету, гафер веб-сериала «Это я».

Полина Глухова
Сценарист, соосновательница агентства «Журфикс». Автор сценариев кинофильма «Ёф» (2017) и документального сериала для журнала «Юность».

Анна Зобова
Звукорежиссер

Олег Кавун
Сценарист, режиссер. Написал сценарии и поставил более 30 игровых и документальных фильмов.

Александра Каменкова
Второй режиссер веб-сериала «Это я»

Екатерина Царева
Художник по костюмам веб-сериала «Это я»

Соучастное проектирование временного пространства для молодых взрослых

Задачей направления было создать обитаемый объект в пространстве «ГЭС-2» — символ поиска молодыми взрослыми своего места в городе, не навязанного извне, опирающегося на внутренний запрос подростков. Работа шла на протяжении серии воркшопов, на которых мы знакомились с разными архитектурными и художественными практиками. Шаг за шагом участники исследовали свой внутренний мир, пространство «ГЭС-2», его архитектуру, эстетику, посетителей и постепенно двигались к изобретению материального объекта, который отвечал бы их запросам и в то же время был интересен всем, кто придет в Дом культуры. В процессе проектирования мы пробовали новые техники, осваивали макетирование, скетчинг, схематичную и коллажную графику, перформативные практики и художественные техники.

Авторы и ведущие направления

«Драконопроект»
Мастерская московских архитекторов, которые собрались вместе в 2006 году, чтобы создать уникальное образовательное пространство для людей всех возрастов. Программы и воркшопы «Драконопроекта» погружают в мир архитектуры, учат образному и структурному мышлению с помощью партисипаторных методик. Участники мастерской разработали собственный способ соучастного проектирования с детьми.

«Дружба»
Архитектурное бюро, создающее комфортные общественные пространства для горожан. Работает на стыке архитектуры, образования и социальной психологии, применяя партисипаторный подход. Проводит исследования, создает свои методики, разрабатывает гайды для школ, проектировщиков и девелоперов по проектированию городских пространств.

Проектная группа

Первый сезон «Молодых взрослых» прошел в январе–апреле 2022 года и был посвящен темам взросления и поиска себя. После его завершения восемь активных участниц образовали инициативную проектную группу следующего сезона: они обсуждали, что важно и отзывается молодым взрослым сейчас, и предлагали свои идеи. Благодаря им сформировались пять основных направлений второго сезона и его общая концепция — теория малых дел.

Мы захотели познакомиться с ними поближе и попросили каждую ответить на два вопроса.

Анита Упадхая

Какие маленькие дела ты совершаешь ежедневно?

Стараюсь каждый день говорить приятные вещи и слова поддержки: в наше время это очень важно. Также я стараюсь заботиться об экологии и очень часто помогаю людям, если вижу, что они нуждаются в помощи.

Почему маленькие дела меняют большой мир?

Каждый человек в обществе как шестеренка в часах: люди влияют друг на друга, как по цепной реакции. Маленькими делами можно заразить, сделав человеку что-то хорошее, потому что своими хорошими эмоциями он/она захочет поделиться с окружающими.

Вера Фениксова

Какие маленькие дела ты совершаешь ежедневно?

Хорошо делаю свою работу, помогаю окружающим в бытовых мелочах, веду себя вежливо.

Почему маленькие дела меняют большой мир?

Потому что мир каждого из нас совсем небольшой. И если каждый будет делать небольшие хорошие дела в своем мире, то однажды мы проснемся утром — и добрым станет весь большой мир.

Аня Фомина

Какие маленькие дела ты совершаешь ежедневно?

Признаюсь, я не могу пройти мимо бабушек и дедушек с потерянным или расстроенным видом. Всегда стараюсь помочь тем, чем могу, если они в чем-то нуждаются. Недавно так познакомилась с пожилой женщиной, которая 20 лет проработала наездницей в цирке. Еще в молодости она получила серьезную травму, но не придала ей особого значения. Теперь ей тяжело передвигаться по городу самостоятельно. Она была крайне удивлена тем, что кто-то обратил на нее внимание. Мне кажется, у меня получается совершать «маленькие дела» из-за того, что я замечаю «маленькие вещи»: печальные взгляды, нервные движения, перемены в интонациях и многое другое. Чаще всего людей можно просто выслушать, и им уже станет легче. Не всегда стоит что-то советовать, главное — показать, что он/она не один и вы рядом, готовы помочь по мере ваших возможностей.

Почему маленькие дела меняют большой мир?

Возможно, для кого-то «маленькое дело» станет примером для подражания и повлечет за собой, для другого же поступок не покажется удивительным, а сойдет за что-то естественное и интуитивное. Верно одно: «маленькое дело» точно повлечет за собой какую-нибудь реакцию — будь то улыбка, благодарность, понимание, хорошее настроение, привлечение внимания… Даже если ваше «маленькое дело» было незаметным, поверьте: оно имело значение. Нельзя точно измерить, какое влияние оказал тот или иной поступок на окружающий мир. «Маленькие дела» — история вообще не про масштабность и значимость. Хотя, конечно, совершая небольшие хорошие поступки, вы становитесь частью глобального уравнения: из нескольких неизвестных «маленьких дел» собирается одно большое — перемена мира в лучшую сторону.

Настя Васильева

Какие маленькие дела ты совершаешь ежедневно?

Стараюсь сделать что-то приятное для кого-то другого. Я думаю, что важно совершать хотя бы один акт доброты каждый день. Не имеет значения, большой это поступок или маленький. Такие простые вещи, как придержать дверь при входе в подъезд или метро (они там такие тяжелые!), уступить место в автобусе или просто улыбнуться незнакомцу на улице, могут сделать чей-то день немного лучше.

Почему маленькие дела меняют большой мир?

Я верю, что маленькие добрые дела складываются в более заботливый и любящий мир для всех. Можно бесконечно размышлять об эффектах домино, бумеранга, карму и всем таком (мне кажется, это все не глупости), но в современных реалиях важнее всего оставаться человеком. Добрым и неравнодушным. Совершая маленькие дела каждый день, мы выбираем любовь. А без любви сейчас никуда: она помогает держаться на плаву и не терять веру в людей. И еще: маленькие дела становятся особенно большими тогда, когда помогают чувствовать себя нужным!

Дина Совзиханова

Какие маленькие дела ты совершаешь ежедневно?

Играю с собачкой, делаю массажики одногруппницам, смешу людей вокруг.

Почему маленькие дела меняют большой мир?

Мне кажется, ответ кроется в самом вопросе: без маленьких дел не было бы большого мира в принципе. Хочется немного пофилософствовать: вообще, в большинстве своем люди маленькие (но не как пушкинский Самсон Вырин, а скорее как героиня песни Земфиры Lightbulbs) и совершают, соответственно, маленькие дела. И это прекрасно! Я думаю, маленькие дела меняют мир круче больших: прежде чем дойти до большого дела, человек пройдет через сотни маленьких. И все-таки остается вопрос — почему? Если поставить много гномиков друг на друга, то получится великан! В заключение могу посоветовать песню Flëur «Шелкопряд»…

Маша Заславская

Какие маленькие дела ты совершаешь ежедневно?

Формирую любовь к языку и уважение к окружающим у своих учеников. Помогаю тем, с кем работаю, учусь, живу, настолько, насколько могу.

Почему маленькие дела меняют большой мир?

Потому что самое большое, на что мы можем начать влиять, — то, что нас окружает. Свое мироощущение, состояние близких, структуры, участие в которых мы принимаем. Маленькие дела, которые мы совершаем в меру своих возможностей, запускают волну других маленьких дел. Более того, с каждым маленьким делом возможностей для улучшения мира все больше: маленький проект может стать чем-то глобальным, добрые слова могут поселить тепло во множество сердец и т.д.

Аня Ткачева

Какие маленькие дела ты совершаешь ежедневно?

Пеку печенье и пироги для поднятия настроения себе и своим друзьями, соседям, учителям.

Почему маленькие дела меняют большой мир?

Мы вместе узнаем в новом сезоне «Молодых взрослых».

Ева Башта

Какие маленькие дела ты совершаешь ежедневно?

Сортирую мусор!

Почему маленькие дела меняют большой мир?

Большими делами невозможно изменить маленьких людей, которые живут в нашем мире. Нужно начинать с чего-то маленького, чтобы каждому это было понятно!