Торот. Восемь песен
Два проекта художника Славы Нестерова — лабиринты миров, населенных фантастическими созданиями из японской манги, славянского фольклора, уральской храмовой скульптуры и современного хоррора.
Выставка «Чародеи» показывает, как разные художники работают с темным фольклором. Каждый из ее участников интересуется определенной стороной фантастического, сверхъестественного, ужасного — тем, как они проявляются в истории, локальной мифологии, советском фольклоре и цифровой реальности. И хотя на первый взгляд может показаться, что скульптуры лесных божков и отсылки к детским фильмам 1980-х не имеют отношения к современности, проект помогает навести восприятие на близкий нам фокус.
Слава Нестеров собирает свой собственный, ни на что не похожий фантастический мир из вариаций на темы славянских, уральских и скандинавских легендариумов. Его вселенная напоминает лабиринт из переходящих друг в друга комнат. Два таких многослойных, запутанных мира показаны на выставке.
Проект «Торот» (2023) возник из серии графических листов-раскрасок. Стилистически они отсылают к иллюстрациям русского художника и участника объединения «Мир искусства» Ивана Билибина (1876–1942), который совмещает классический русский лубок и тонкий колорит, свойственный японскому мастеру Кацусике Хокусаю (1760–1849). Черно-белые сюжеты раскраски Нестеров составляет из элементов японской манги, изображений непонятных существ и несуществующих растений, мотивов чудских бронзовых образков и современной хоррор-эстетики. Все они складываются в закольцованную историю, которая, словно палиндром, воспринимается одинаково со всех сторон и постоянно воспроизводит саму себя. Это в некотором роде сакральные территории, где метафизические образы соединяются с материальными. Мир Нестерова может существовать, только постоянно разрастаясь, добавляя все новые и новые сущности. Собственно, и его название — «Торот» — тоже палиндром: читается одинаково слева направо и справа налево.
По сходному принципу организована и серия «Восемь песен» (2022–2023). Она состоит из деревянных объектов, которые самим своим устройством воспроизводят цикличность мироздания, вечный мифологический круговорот, переход сущностей из одного состояния в другое. Цикл отсылает к древнегреческому понятию «хюле» (ὕλη), то есть «лес», который философ и переводчик Владимир Бибихин (1938–2004) предлагал считать животворящей стихией; природой, противостоящей технике. Одновременно лес оказывается метафорой сетевой структуры, на которой держится современное восприятие мира.
В деревянных объектах Нестерова прослеживаются черты пермского звериного стиля и деревянной храмовой скульптуры из тех же краев. Однако они изображают не древних покровителей Урала, а доселе невиданных персонажей, наводящих на мысль о тайном течении истории и скрытых мотивах. Деревянные объекты Нестерова симметричны по форме и содержанию; фигуры в них задают цикличный ритм и символизируют вечный круговорот, постоянный переход сущностей из одного состояния или качества в другое. Но, несмотря на кажущуюся мрачность, в нестеровском мире есть место надежде: из лесного лабиринта просматривается выход.
Часть работ Славы Нестерова создана в Центре художественного производства «Своды».