«Любовь поэта», «Песнь о Земле»
В концерте Московского ансамбля современной музыки встречаются два сочинения, по-своему ведущие диалог с наследием австро-немецкого романтизма. Сверхсюжет программы — перевод традиции на художественный язык нового времени.
Написанная в 1909 году на тексты китайских поэтов эпохи Тан «Песнь о Земле» (1909) — одно из последних произведений Густава Малера. Через эту вещь проходит водораздел между поздним музыкальным романтизмом и модернизмом — прощаясь с XIX веком, композитор масштабирует один из главных его жанров до экспрессионистского канона 1900-х, выводит уникальный гибрид песенного цикла и симфонии. Модернистскую природу «Песни о Земле» в 1921 году особенно выпукло проявил Арнольд Шёнберг в своей редакции для солистов и камерного оркестра, одновременно подчеркивая интимный, исповедальный характер произведения.
Вокальный цикл Шумана оставил глубокий отпечаток в моей душе еще со времен юности. Создавая свою «Любовь поэта», я честно пытался пройти путь композитора, работая с поэтическими строками Гейне, но музыкальный результат, что вполне закономерно, получился абсолютно иным. Порыв сменился депрессией, восторг — болезненным исступлением и даже истерикой, сердечное признание — тяжелой угрозой. Сохранился лишь заключительный мрачный романтический скепсис («Вы злые, злые песни»), который поставил завершающий знак препинания в этом диалоге эпох. Точку ли?
Другую проекцию жанра вокальной лирики и романтической традиции предлагает российская премьера «Любви поэта» Алексея Сысоева — сочинения, написанного в 2014 году по заказу Шумановского фестиваля в Дюссельдорфе. Сысоев не просто заимствует название у одноименного цикла Роберта Шумана на тексты Генриха Гейне (1840), но создает на те же тексты собственную партитуру, вступая в диалог сразу с двумя великими немцами — поэтом и композитором. Инструментальный состав «Любви поэта» Сысоева напоминает о «большом ансамбле», введенном в обиход Арнольдом Шёнбергом, который радикально сократил состав симфонического оркестра классиков.
Программа
I отделение
Алексей Сысоев (р. 1972)
Dichterliebe
(«Любовь поэта», первое исполнение в России)
Для женского голоса и ансамбля
II отделение
Густав Малер (1860–1911)
«Песнь о Земле»
Симфония для тенора, баритона и оркестра на тексты китайских поэтов VIII века в переводе Ханса Бетге
(«Китайская флейта», 1907)
Переложение для камерного оркестра Арнольда Шёнберга
— «Застольная песня о горестях земли»
— «Одинокий осенью»
— «О юности»
— «О красоте»
— «Пьяница весною»
— «Прощание»
Исполняют
Московский ансамбль современной музыки
Федор Леднев дирижер
Ольга Россини сопрано
Борис Рудак тенор
Константин Сучков баритон
Иван Худяков-Веденяпин дирижер-ассистент
Сергей Кочетков звукорежиссер
Виктория Коршунова директор МАСМ
Алексей Сысоев (Москва, 1972)
Композитор, исполнитель, импровизатор. Окончил Московский колледж импровизационной музыки; концертировал как джазовый пианист, композиции учился в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Как импровизатор сотрудничал с такими музыкантами, как Владимир Тарасов, Тосимару Накамура, Борис Балчун и др. Автор музыки к театральным постановкам Кирилла Серебренникова, Филиппа Григорьяна, танцевальной компании Club Guy & Roni (Нидерланды). Лауреат премии «Золотая Маска» 2013 года за лучшую работу композитора в музыкальном театре (спектакль «Полнолуние» Филиппа Григорьяна, 2012). Опера «Сверлийцы. Эпизод IV» (режиссер Борис Юхананов) идет в репертуаре Электротеатра Станиславский. Лауреат программы «Русская музыка 2.0» (2020).
Федор Леднев (Минск, 1971)
Дирижер. Окончил Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.
Куратор
Дмитрий Ренанский
Продюсеры
Екатерина Архипова, Марина Бадудина, Яна Ромашкина
Техническая команда
Артем Канифатов, Константин Петрук