V
A
C
V
A
C

Остаточный принцип

Публичная программа о том, что остается от, после, вместо или поверх выставки.

Программа состоит из двух разделов и рассматривает аспекты производства и восприятия искусства в ситуации, когда общепринятая форма прямого взаимодействия зрителя и произведения затруднена или невозможна.

В текущем столетии развитие телекоммуникационных сетей и способов распространения информации культурного содержания стало отдельным предметом исследований, одновременно повлияв на формы презентации художественных проектов и размыв границы между искусством и его документацией. В ходе лекций, дискуссий и практикумов первой части программы мы попытаемся определить перспективы изучения документации для искусствознания и кураторства. В каком отношении к выставке стоит сегодня каталог, ридер, книга художника? Как изменилось восприятие искусства, потребляемое в качестве изображений в социальных сетях? Какие основные тенденции можно выявить в процессах художественного производства, которые разворачиваются в метавселенных?

Иллюстрация: Катя Гущина

Вторая часть исследует факторы и условия, как препятствующие созданию художественного высказывания и его контакту со зрителем (в силу ресурсных, идеологических причин или специфики медиума), так и служащие трамплином для их творческого преодоления. В серии встреч и круглых столов с художниками, кураторами, теоретиками и критиками будут рассмотрены различные кейсы — от возможности репрезентации диссидентского искусства до особенностей разговора о произведениях, которые мы не видели. Также мы поговорим о критической работе над устоявшимися практиками создания выставочного и образовательного опыта — в том числе с точки зрения доступности и инклюзии.

Кураторы
Андрей Василенко, Лера Конончук

Программа

Вокруг выставки

Между художественным и документальным.
Конференция

Когда: 12 ноя 2022, 12:00–17:00
Где: Платформа наверху

Программа начинается с конференции, посвященной документации выставок. Что происходит с выставкой, когда она уже зафиксирована? Какие бывают медиумы для фиксирования разных выставочных форматов и художественных произведений? Как изучать, реконструировать выставку в исследовательском воображении или в реальном и виртуальном пространстве? Как анализировать современные выставки, часто существующие в гибридном формате, когда их основная физическая форма и сопровождающие архивные материалы равноценны? Мы поговорим об официальных материалах — книгах художника, каталогах и ридерах — а также о влиянии на них современной выставочной фотографии и новых форм массовой фиксации работ в сети.

Иллюстрация: Катя Гущина

Спикеры

Александра Данилова
Искусствовед, куратор, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Анастасия Тарасова
Старший хранитель архива Музея современного искусства «Гараж», координатор проекта «Сеть архивов российского искусства» (Russian Art Archive Net).

Ольга Стеблева
Куратор, редактор, автор текстов. С 2018 года — выпускающий редактор в издательстве V–A–C Press с фокусом работы над проектами, связанными с выставочной программой: каталогами, ридерами и иными изданиями.

Валерий Леденев
Художественный критик, независимый исследователь.

Софья Коротаева
Руководитель направления фото- и видеопродакшена «ГЭС-2». Возглавляет работу над институциональным архивом фонда V–A–C и его адаптацию для открытого доступа.

Катя Колпинец
Культуролог, исследовательница медиа и сетевой культуры, преподаватель Школы культурологии НИУ «Высшая школа экономики».

Модератор

Лера Конончук
Куратор программы, руководительница отдела медиации Дома культуры «ГЭС-2», художественный критик.

Программа

Конференция пройдет с 12:00 до 17:00. Вы можете присоединиться к событию в удобное для вас время, ориентируясь на расписание выступлений:

12:00–12:15 — Лера Конончук. Приветствие

12:15–13:00 — Александра Данилова. Выставочная документация. Взгляд куратора

13:00–13:45 — Анастасия Тарасова. Между художественным и документальным

13:45–14:00 — Перерыв

14:00–14:45 — Ольга Стеблева. Практический опыт: каталог выставки как гибридный формат

14:45–15:30 — Валерий Леденев. В пределах страницы. Книга как выставочный проект

15:30–16:00 — Перерыв

16:00–17:00 — Софья Коротаева, Катя Колпинец, Лера Конончук. На первый план: беседа о принципах выставочной фотографии и ее жизни в соцсетях

Искусство в метавселенных: раздвоение зрительского режима
Круглый стол

Когда: 13 ноя 2022, 14:00–16:00
Где: Платформа наверху

Повседневная жизнь современного человека разворачивается как в реальном, так и виртуальном пространствах, причем присутствие в последних — социальных сетях, игровых мирах и метавселенных — занимает все больше времени. Художники чутко реагируют на эту тенденцию, создавая свои произведения, которые уже не имеют материальной формы и существуют лишь в виртуальной реальности. Со специалистами по game studies (исследованию видеоигр) и цифровому искусству мы спрогнозируем жизнь и особенности искусства за пределами физического воплощения.

Спикеры

Александр Ветушинский
Научный сотрудник философского факультета МГУ, руководитель профиля «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна. Автор книги «Игродром: что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре».

Алина Михалева
Основатель VR-студии Less Media Group. В 2021 была приглашенным тьютором VR-колледжа Венецианской биеннале. В 2022 году совместно с Французским институтом при посольстве Франции в России команда студии проводит Digital Autumn: Sensations — VR-фестиваль в Алма-Ате, Ташкенте и Москве, а также образовательный интенсив для цифровых художников, заинтересованных в создании XR-проектов.

Дарья Насонова
Архитектор и исследовательница. Специализируется на междисциплинарных изысканиях на стыке гейм-дизайна и архитектуры, изучая возможность применения игровых механик в градостроительстве. Также исследует развитие метавселенных.

Модератор

Саша Пучкова
Художница, исследовательница, куратор. Как исследовательница защитила Master of Arts in Cultural Management Университета Манчестера (University of Manchester / Московская высшая школа социальных и экономических наук) с исследованием витальности музея в зависимости от его представленности в метавселенных.

Практикумы по ретроспективной рецензии

Когда: 19 и 26 ноя 2022, 14:00–17:00
Где: Классы

Практическая часть программы — производство и анализ рецензий на выставки разной степени задокументированности. Вместе с участниками мы попытаемся ответить на вопрос: как формируется представление о выставке в зависимости от объема ее документации? Сколько задокументированных позиций необходимо для уверенности в полноте материала? Чьи взгляды, запросы и видение отражаются через архивы, рецензии, буклеты, социальные сети? Что ускользает от документации и почему, а также как разрыв с выставкой — временной или геополитической — помогает ее анализу.

Ведущие

Сергей Бабкин
Куратор отдела программ городской интеграции Дома культуры «ГЭС-2», куратор выставок в Московском музее современного искусства и Ельцин Центре. Автор текстов для «Художественного журнала», aroundart.org, «Артгида» и других изданий.

Лера Конончук
Куратор программы, руководительница отдела медиации Дома культуры «ГЭС-2», художественный критик. Тексты выходили в «Художественном журнале», «Синем диване», Spectate, aroundart.org и др.

* Чтобы принять участие, заполните, пожалуйста, заявку и пришлите ее на mediation@v-a-c.org с темой письма «Практикумы по ретроспективной рецензии».

Искусство в условиях нехватки и ограничений

Елена Яичникова. Венецианская диссидентская биеннале.
Лекция

Когда: 16 ноя 2022, 19:30–21:30
Где: Платформа наверху

В ноябре 1977 года — юбилей Октябрьской социалистической революции — в Венеции открылась «Биеннале инакомыслия», или «Биеннале диссидентов» (Biennale of Dissent) — междисциплинарный фестиваль, посвященный культурному «андеграунду» в СССР и странах Восточной Европы. Одна из двух выставок — «Новое советское искусство. Неофициальная перспектива», курируемая Энрико Криспольти и Габриэллой Монкадой, представила неофициальное визуальное искусство обозначенного региона. Открывшись несмотря на давление и бойкот со стороны официальных советских властей, она стала крупнейшим показом «другого искусства» на Западе и продемонстрировала панораму его основных течений и представителей. Большинство произведений художников на выставке происходили из частных собраний западных коллекционеров, но каждый раздел, посвященный тому или иному течению, располагал и документальной частью — слайд-шоу с изображениями оставшихся в стране произведений, которые не удалось вывезти в Венецию.

В ходе лекции мы сфокусируемся на двух сюжетах: во-первых, поднимем вопрос бытования произведений художников внутри и за пределами границ СССР и присутствия тех или иных художников в коллекциях, на выставках, в прессе, а значит, в большой мере — в Истории. Что говорят нам о ней лакуны (нехватка в языке слова для обозначения того или иного понятия) и отсутствие? Второй сюжет связан с анализом диссидентства по отношению к неофициальному искусству советского периода, выявлению его специфики, бытованию и восприятию на Западе.

Ведущая

Елена Яичникова
Куратор, искусствовед, художественный критик. Куратор выставочного отдела фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2». Ранее — куратор и сотрудник образовательного отдела ММОМА, площадки «Старт» в ЦСИ «Винзавод», руководитель программы Practicum в ГЦСИ, редактор раздела «Искусство» в журнале Black Square.

Фильмы, которые мы не видели.
Дискуссия

Когда: 20 ноя 2022, 14:00–16:00
Где: Платформа наверху

В прошлом столетии, когда кино было «важнейшим» из искусств, те или иные фильмы по разным причинам не были доступны публике. Ситуация изменилась мало: политическая цензура или высокий коммерческий потенциал — два фактора, влияющие на структуру кинопроката. Даже в нынешнюю эпоху развития стриминговых сервисов и других систем дистрибьюции ряд независимых фильмов продолжит быть доступным только для профессионалов, которые могут посещать фестивали и другие закрытые показы. В ходе дискуссии мы поднимем вопрос: как рассказывать об утраченных лентах и фильмах, которых широкая аудитория не видела, но которые важны для понимания современных процессов в области культурного производства?

* Мероприятие пройдет с переводом на русский жестовый язык.

Спикеры

Николай Изволов
Киновед, кинокритик. Выпускник киноведческого отделения сценарно-киноведческого факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Преподаватель ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров. В 1991–1996 годах работал в Музее кино заведующим сектором неигрового кино, заместителем директора по научной работе, ученым секретарем. На протяжении более чем двадцати лет (1997–2018) был заведующим отделом истории отечественного кино НИИ киноискусства. Занимается компьютерной реконструкцией «погибших» фильмов, а также восстановлением и озвучиванием дореволюционных фильмов.

Евгений Майзель
Кинокритик, киновед. Редактор журнала «Искусство кино» и научного рецензируемого журнала «Кинема». Преподаватель Московской школы нового кино, приглашенный лектор в Санкт-Петербургской школе нового кино, Московской школе кино и других вузах. Автор публикаций в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Художественный журнал», Kinote и других, а также цикла просветительских статей «Алфавит американского андеграунда» на сайте kinotoday.ru. Автор многочисленных лекционных курсов, в том числе «Авангард и его отражения в авторском кино» (вместе с Инной Кушнарёвой, музей «Гараж», 2021–2022) и «История американского киноавангарда» (Еврейский музей и центр толерантности, 2021).

Модератор

Инна Кушнарёва
Культуролог, кинокритик, переводчик и редактор переводов философской и научной литературы. Член редколлегии журнала «Логос». Вела авторский курс «Неклассические эстетические категории» в Московской школе нового кино. Автор лекционных курсов в Музее современного искусства «Гараж», в программе «Философский клуб» Центра современного искусства «Винзавод» и в Открытом лектории Павильона острова Новая Голландия (Санкт-Петербург). Автор публикаций в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки», Logos Review of Books и других.

Не смотрел (а), но скажу. Спекуляции киноостатками

Когда: 20 ноя 2022, 16:30–19:00
Где: Платформа наверху

Как критики, так и обычные кинолюбители нередко рассуждают о фильмах, которых они не видели или которые смотрели не полностью, что не мешает им размышлять, фантазировать, проводить аналогии и строить теории. В условиях фестивального изобилия и прокатного дефицита вопрос о непросмотренном и пропущенном встает острее. Можно ли «понять» работу на основе трейлера? Что всегда упускается, а что, наоборот, подчеркивается в киноанонсах? Скольких критических статей достаточно для объемного понимания проблематики фильма? Вместе с участниками практикума мы изучим доступные материалы двух фестивальных картин, не показанных в России, и попытаемся с помощью приглашенных экспертов и воображения реконструировать их образность и сценарии.

Ведущие

Роман Балабанов
Философ, ведущий киноклуба МГУ и киноклуба галереи «Парк».

Валерия Давыдова-Калашник
Сценаристка, продюсер документального кино.

Модератор
Лера Конончук

Выставка и ее ограниченные возможности.
Круглый стол

Когда: 23 ноя 2022, 19:30–21:30
Где: Центральная платформа

Беседа о поисках альтернативных путей создания выставочных и образовательных проектов для обхода ограничений современной культуры: уклона в сторону зрительного восприятия, предпочтения голоса над жестом или теории над практикой. Как отказаться от исключительно визуального восприятия выставочных проектов? Какие еще органы чувств можно задействовать и почему это важно? В беседе примут участие работники и работницы культуры, имеющие опыт или желающие развивать мультисенсорный подход в создании выставочных и образовательных проектов.

* Мероприятие пройдет с переводом на русский жестовый язык.

Участники

Ольга Ваньшина
Заведующая справочно-библиотечным отделом Государственного Дарвиновского музея. 14 из 25 лет своего стажа в музее работала с людьми с инвалидностью.

Татьяна Власенко
Интердисциплинарная художница, парфюмерный стилист. Работает с танцем, ароматами и перформансом.

Александра Володина
Философ, исследовательница современного искусства и культуры, преподавательница НИУ ВШЭ и РАНХиГС.

Алина Жекамухова
Сотрудница отдела инклюзивных программ музея «Гараж», работает с людьми с ментальными особенностями.

Ольга Широкоступ
Куратор, исследователь и преподаватель. Главный куратор Центра современного искусства «Сияние» (Апатиты). Преподает на базовой кафедре НИУ ВШЭ и музея «Гараж», а также в проектной школе «Каскад».

Модераторы

Саша Аникушин
Куратор программ инклюзии и доступности Дома культуры «ГЭС-2».

Мария Сарычева
Кураторка и исследовательница, заведующая отделом обеспечения доступности и инклюзии Третьяковской галереи.

Виктор Мизиано. Выставка как возможность.
Лекция

Когда: 30 ноя 2022, 19:30–21:30
Где: Платформа наверху

С художественной выставкой принято связывать экспозицию произведений искусства, следующую неким повествовательным рамкам, развернутую в специальном пространстве и осмотр которой предполагает следование определенным социальным нормам. В новейшее время критическое сознание стало связывать подобное представление о выставке с властным порядком, запустив поиск альтернативных способов показа искусства. На встрече мы обсудим, как выставка обновляла свой подход к нарративу, месту и устоявшимся границам зрительства, а также художественному материалу, достойному включения в ее контекст.

* Мероприятие пройдет с переводом на русский жестовый язык.

Ведущий

Виктор Мизиано
Куратор, основатель и главный редактор «Художественного журнала». Выступил куратором проектов на международных биеннале в Стамбуле, Роттердаме, Валенсии, Сан-Паулу, Венеции. В 2007 году осуществил масштабный выставочный проект «Прогрессивная ностальгия. Современное искусство стран бывшего СССР» в Художественном музее Куму (Таллин, Эстония), Центре современного искусства Луиджи Печчи (Прато, Италия), Музее Бенаки (Афины, Греция), Музее современного искусства «Киасма» (Хельсинки, Финляндия). С 2015 года работает над многоэтапным проектом «Удел человеческий». Автор многочисленных статей, каталогов, а также книг «„Другой“ и разные», «Пять лекций о кураторстве», Curator Without a System. Viktor Misiano: Selected Writings и др. Почетный профессор Университета имени Алвара Аалто, Хельсинки.