V
A
C
V
A
C

Девочка, с которой ничего не случится

undefined: 

Акварельный цикл Мики Плутицкой — «групповой автопортрет», в котором исторические реалии встречаются с научной фантастикой, а советская утопия — с рефлексией о собственном детстве.

Выставка «Чародеи» показывает, как разные художники работают с темным фольклором. Каждый из ее участников интересуется определенной стороной фантастического, сверхъестественного, ужасного — тем, как они проявляются в истории, локальной мифологии, советском фольклоре и цифровой реальности. И хотя на первый взгляд может показаться, что скульптуры лесных божков и отсылки к детским фильмам 1980-х не имеют отношения к современности, проект помогает навести восприятие на близкий нам фокус.

Фотография длинной серии рисунков, развешенных горизонтально по двум стенам под стеклом

Мике Плутицкой интересно разбираться в том, как устроена сама природа живописности. В прошлых проектах она пыталась нащупать середину между конкретикой, фигуративностью и абстракцией. Темы же она черпает из советской и постсоветской культуры, объясняя свое увлечение следующим образом: «Я чувствительна к эпохе позднего советского, механизмам памяти, а также тому, как советская культура конструировала детское, подростковый гендер, девическое. Меня интересуют стереотипы, оговорки, недомолвки советской культуры с перспективы современности».

Ее прошлые работы — «Лесной олень» (2018–2019), «Сказка» (2020–2021) — были связаны с взаимопроникновением реального и воображаемого в материалистической вселенной СССР, пытались проверить границу между ними на прочность, измерить толщину вуали между сказочно-литературным, жутко-нечеловеческим и прагматически-социалистическим. Художница всматривалась в кино, телефильмы, иллюстрированные книги, случайные фотографии, документы эпохи, вычленяя образную систему, на которой строилась картина мира советского человека если не с пеленок, то как минимум с начальной школы.

Новый проект «Девочка, с которой ничего не случится» (2020), представленный на выставке, назван по первой книге Кира Булычева об Алисе Селезневой (1965), героине многосерийного фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего» (1984). Во время карантина художница случайно наткнулась дома на собственный первый загранпаспорт, выданный в 1996 году для поездки в Швецию, и сравнила фотографию в нем с героиней «Гостьи…», своей сверстницей с абсолютно такой же прической. Так оформился цикл из ста небольших акварельных листов (для более крупного формата требовалась мастерская, куда было не попасть) и двух фотографий, который сама художница называет «групповым автопортретом». Работа балансирует на грани документа и вымысла, материального и жуткого, биографии и научной фантастики.

Было ли девочке с фото на паспорт уготовано светлое будущее, выдуманное фантастом? Будущее, где с ребенком без родителей ничего не может случиться ни в космосе, ни в путешествиях во времени, ни в битвах и перестрелках? Эта утопия, намеченная еще у Чернышевского в «Что делать?», планомерно наступала в литературе, пусть и в счастливом отрыве от советской реальности и социальных отношений, которые его предопределяли.

Мика Плутицкая со своим интересом к феномену жуткого в фольклоре и культуре СССР — редкий случай: она сумела обнаружить непредставимое уже не в народном мистицизме, но в одной из самых ярких и неоднозначных доктрин и геополитических явлений XX века.

/