V
A
C
V
A
C

Четыреста ударов

Каноническая история бунтарской юности в одном из величайших дебютов в истории кино.

Родителям 12-летнего Антуана Дуанеля, мягко говоря, не до него. Отчим погружен в хобби — автогонки по выходным. Мать изменяет отчиму и увлечена новым романом. В тесной парижской квартирке, кажется, толком нечем дышать. Антуану же воздух для самовыражения нужен отчаянно — но продохнуть ему не дают не только дома, но и в школе, где каждое маленькое баловство обходится несоразмерным, обидным наказанием. На каждый новый удар судьбы подросток будет лишь повышать ставки своего персонального бунта.

«Четыреста ударов» просто и сострадательно напоминают нам о коллективной моральной истине, которую мы знаем с рождения, но часто предпочитаем забывать, подменяя ее взрослым конформизмом: вступление ребенка во взрослую жизнь сродни болезненному второму рождению.

— Джон Кономос, Senses of Cinema

Группа детей в черной форме смотрят в сторону
Кадр из фильма «Четыреста ударов»

В сухом пересказе сюжета юность Антуана Дуанеля, во многом списанная Трюффо с его собственных подростковых злоключений, выглядит хроникой поражений, разочарований и обид. Но почему в таком случае «Четыреста ударов» преисполнены такой витальной жизнеутверждающей энергии? Возможно, дело в том, что упертости Антуана в полной мере соответствует упрямство самого режиссера, навсегда меняющего правила игры в кино последовательным отказом от клише и канонов в пользу завораживающих противоречий.

В «Четырехстах ударах» Трюффо выходит из павильона на парижские улицы, но не жертвует выстроенностью и глубиной мизансцен. Противопоставляет своего героя лицемерию взрослого мира, но не отворачивается и от его проступков и эгоизма. Романтизирует хаотичные инстинктивные движения Антуана, подспудно жаждущего личных перемен, но в финале предпочитает его остановить, заморозить одним из самых знаменитых стоп-кадров в истории кино. Нет ничего удивительного в том, что соратник Трюффо по французской «новой волне» Жан-Люк Годар еще тогда, в 1959-м, предрек «Четыремстам ударам» вечный статус самого свободного фильма в мире.

Четыреста ударов

Les quatre cents coups
1959, Франсуа Трюффо | François Truffaut
Франция
98 мин., фр. с рус. субт., 16+
В ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль