V
A
C
V
A
C

Летний семинар по бумажной архитектуре

Цикл занятий для студентов и молодых профессионалов — попытка коллективно осмыслить и сформулировать роль и задачи современной архитектуры.

В последнее время все чаще говорят о кризисе архитектуры как системы практик и инструмента социальных изменений: она перестала предлагать обществу проекты будущего. На семинаре мы хотим обсудить концепции преодоления этого кризиса. Для этого мы предложим участникам проанализировать положение дел в современной архитектуре и наши повседневные коммуникации, переосмыслить методы советского модернизма и бумажной архитектуры.

Семинар состоит из двух самостоятельных недельных сессий. В ходе каждой из них участники будут посещать теоретические и практические занятия, слушать и обсуждать лекции, заниматься проектной работой и двигательными практиками. Результатом станут эскизы, проектные предложения, макеты, документация рабочего процесса. На их основе кураторы спроектируют объект, который мы построим на Проспекте с участием посетителей «ГЭС-2».

Семинар по бумажной архитектуре адресован студентам и выпускникам архитектурных и художественных направлений вузов, а также начинающим архитекторам и исследователям гуманитарных и социальных наук. Цикл лекций и осенние воркшопы предназначены всем желающим.

Программа

8–13 и 19–25 авг
сессии для студентов и молодых специалистов — победителей опен-колла, а также публичные лекции для всех желающих.

12–16 сен
публичные воркшопы для всех желающих

Кураторы

Медер Ахметов

Получил степень мастера архитектуры в Институте архитектуры Дессау (Германия, 2007). Архитектор студии «Музеум»(2008–2021), участник исследовательской команды Social Innovation Laboratory Kyrgyzstan (SILK). Ведет воркшопы, курирует паблик арт-интервенции в городских пространствах. Участник выставок и проектов «Утопическое пространство» (2008), «Бум Бум» (2008), «Ленивое искусство» (2009), «Топографика» (2015), urban implosion (Южная Корея, 2017) и других.

Под-сказки и над-сказки — две формы архитектурного объекта, личный и коллективный опыт. Под-сказки — опыт гномического метода производства образов, личный, чувственный, эйдетический. Над-сказки — великанские проекции опыта коллег, друзей и недругов. Объектом исследования является зазор между этими двумя перспективами — между дворняжками и породистыми, гномами и великанами, эйдетическим и сущностным.

Антон Карманов

Художник, книгоиздатель. Окончил факультет политических наук и социологии Кемеровского государственного университета и Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. Организует воркшопы, реализует проекты по разработке молодежных пространств. Участник проектов «Город завтрашнего дня», «Гастев. Как надо работать», «НЭР: Новая история будет», Die Grenze, «Полевые исследования: освободить знание», Unmapping Eurasia, Lazy Art, Paper Architecture in Novosibirsk, «Музей Гастева» и других. Участник арт-групп «Творческая дача» и «Всероссийское общество святых» (Ижевск).

Сибирский модернизм мы собрали не как набор исторических дат и шедевров, но как непрерывающийся заброс, как неоконченное становление, связанность проектов из будущего. Новосибирскую бумажную архитектуру — как миф, который продолжает твориться. Конструктивизм мы понимаем не как объемы и перемычки, но как эмансипаторные практики — отлитые в бетоне, готовые умереть и пересобрать сами себя. Нам нужно пристально всмотреться в историю архитектуры, чтобы выйти из нее, получив другую оптику.

Вячеслав Мизин

Художник, куратор, участник арт-группы «Синие носы». Один из лидеров группы Новосибирской бумажной архитектуры. Куратор Сибирского центра современного искусства (2010–2014), директор сибирского отделения ГЦСИ (2013–2019). Участник множества российских и международных проектов, в том числе 50-й и 51-й Венецианских биеннале современного искусства (2003, 2005), 1-й, 2-й и 3-й Московских биеннале (2005, 2007, 2009), Триеннале стран Балтии в Вильнюсе (2002) и других. Работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Государственного центра современного искусства, Русского музея, Музея имени Пушкина, Музея Людвига (Будапешт), Музея Kiasma (Хельсинки), Музея MAK (Вена), Центра Помпиду (Париж).

Неопределенность атакует догматику. Слабость, эфемерность, ускользаемость становятся силой и скоростью. С этим можно согласиться. Лукавое сопротивление, ускользающие метафоры, расплывчатость, неопределенность, эфемерность… Мир кристаллов против мира жидкостей… Невозможные, бесплотные, бесплодные эфемерности, не создающие ничего. Новый архипелаг мечтательных комфортных мирков.

Программа публичных лекций

Новосибирская бумажная архитектура и сибирский модернизм

Дата: 8 авг, 19:30–21:30
Место: Платформа наверху

Вячеслав Мизин и Антон Карманов — о феномене и основных понятиях новосибирской бумажной архитектуры. Космические коровники, инсектоиды, современный архитектурный плагиат и циничное тектоническое манипулирование.

Авангард как эмансипаторный проект

Дата: 9 авг 2022, 19:30–21:30
Место: Библиотека

Философиня и киберфеминистка Алла Митрофанова — об авангардном правоведении философа Льва Петражицкого и автора первой советской конституции Михаила Рейснера, а также о первом в мире Государственном психоаналитическом институте (1922–1925), опыте детского психоанализа в детском саду-лаборатории (1921–1925) и многом другом.

Алла Митрофанова
Окончила исторический факультет СПбГУ. Одна из создательниц движения «Киберфеминистский интернационал». Публикуется в сборниках «Медиафилософия» (Санкт-Петербург), «Медиаархеология» (Кельн), журналах n.paradoxa (Лондон), «Гендерные исследования» (Харьков). Куратор Философского кафе в Музее звука (Санкт-Петербург).

Под-сказки: личный опыт поисков архитектуры

Дата: 10 авг, 19:30–21:30
Место: Платформа наверху

Медер Ахмедов — о поиске и выработке подходов, методов, превращений и становления концептуальных архитектурных персонажей.

Над-сказки: коллективный опыт поисков архитектурной формы. Ситуация «Бишкек»

Дата: 15 авг, 19:30–21:30
Место: Платформа наверху

Медер Ахметов — о том, что происходит в бишкекской бумажной архитектуре и за ее пределами с начала 1990-х.

Форма или идея? Концептуальное измерение в бумажной и новой небумажной архитектуре

Дата: 16 авг, 19:30–21:30
Место: Библиотека

Теоретик и историк архитектуры Сергей Ситар — о сдвиге в системе представлений, кардинально изменившем отношения между понятиями формы и идеи в современной культуре и архитектуре: от французской architecture parlante до «Десяти канонических зданий» Питера Айзенмана, работ бюро ОМА и Elemental.

Сергей Ситар
Архитектор, архитектурный критик, дизайнер и куратор. Автор и редактор журналов «Проект Россия», «Проект International». Участник международных исследовательских проектов по проблемам образования и урбанистики. Ведущий преподаватель модуля Теория и История Московской архитектурной школы (МАРШ). Участвует в разработке стратегических проектов для региональных российских городов, среди которых Норильск, Сочи, города ЯНАО.

«Записки Тафури»: от самиздата к независимой архитектурной группе

Дата: 17 авг, 19:30–21:30
Место: Классы

Архитектор Юра Плохов — о трансформации архитектурного знания при изменении производственных отношений на примере деятельности редакции журнала «Записки Тафури». Что можно противопоставить диктату профессионализма в архитектуре, когда критика невозможна?

Юрий Плохов
Архитектор, член редакции журнала «Записки Тафури», теоретик коинсидентальной архитектуры. Один из основателей сообщества «Коинсидентальный интернационал».

Город???

Дата: 18 авг, 19:30–21:30
Место: Платформа наверху

Архитектор, сооснователь и руководитель архитектурного бюро «А-Б студия» Андрей Савин — об опыте проектов в области бумажной архитектуры. Сегодня требуется новый подход к построению городской среды, поэтому «возвращение к бумаге» становится необходимостью.

Андрей Савин
Участник множества архитектурных конкурсов и выставочных проектов с начала 1980-х годов. Среди реализованных проектов «А-Б студии» — многофункциональный комплекс «Андреевский посад» на Пречистенке, комплекс офисных зданий «Сибнефть» на улицах Садовническая и Балчуг, жилой дом «Стольник» в Малом Левшинском переулке, здание школы бизнеса «Сколково».

Бумажная архитектура. Персональное дело

Дата: 19 авг, 19:30–21:30
Место: Платформа наверху

Архитектор, художник и куратор Юрий Аввакумов расскажет о собственном опыте курирования, архивирования и проектирования выставок «бумажной архитектуры» с 1981 по 2021 год.

Юрий Аввакумов
Окончил Московский архитектурный институт. В 1984-м ввел в употребление термин «бумажная архитектура», обозначающий жанр концептуального проектирования в СССР 1980-х годов. Организатор множества выставок бумажной архитектуры в России, Европе и США. Основатель студии «АгитАрх» (1988) и фонда авангардного искусства «Утопия» (1993). Участник Венецианский биеннале (1996, 2003, 2008). Автор книги «Бумажная архитектура. Антология» (издательство музея «Гараж», 2019).