V
A
C
V
A
C

Speech Quartet

Произведение Бетховена и квартеты современных композиторов на сцене Актового зала «ГЭС-2».

Любимое детище музыкального классицизма, зачатое в аристократических салонах XVIII века, струнный квартет долгое время оставался жанром, рассчитанным на узкий круг исполнителей и слушателей. Кардинальная перемена участи ожидала его лишь после наполеоновских войн начала XIX столетия, когда салонное музицирование уступило место публичным концертам и профессиональным исполнителям.

Потенциал квартета как «творческой лаборатории», создающей условия для «радикального раскрепощения музыки» (по выражению немецкого философа Теодора Адорно), едва ли не первым оценил Людвиг ван Бетховен — его поздние квартеты становятся полем для изощренных опытов со звуковой материей. Законченный в 1826 году квартет № 14 существенно опередил свое время: музыкальная реальность в его вычурной семичастной структуре предстает расшатанной и дисгармоничной, а в тонально-мелодических построениях уже проступают открытия последующих эпох.

Фото: Руслан Шавалеев

Осенью 2022 года Speech Quartet записал три последние части квартета № 14 для проекта «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений». Теперь ансамбль под управлением Владислава Песина возвращается в Дом культуры «ГЭС-2», чтобы исполнить это произведение целиком на сцене Актового зала. В программе концерта бетховенский шедевр встречается с квартетами современных композиторов — Георгия Фиртича, Анатолия Королева и Вячеслава Гайворонского, пересочинившего для струнных музыку Иоганна Себастьяна Баха.

Speech Quartet
Основан в 2020 году в Санкт-Петербурге скрипачом Владиславом Песиным. Ансамбль специализируется на исполнении и популяризации новейшей квартетной музыки — в его репертуар входят сочинения ведущих российских и зарубежных авторов XX–XXI веков, а интерпретации квартетов классико-романтической эпохи отличаются новизной и парадоксальностью трактовки.

Владислав Песин скрипка
Михаил Андрущенко скрипка
Любовь Лазарева альт
Евгений Румянцев виолончель
Елене Гвритишвили сопрано

Елене Гвритишвили
Выпускница Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова (дирижерско-хоровое отделение, класс Федора Леднева и Анны Мейи) и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова (вокальное отделение, класс Светланы Горенковой). С 2020 года — артистка хора musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Участвовала в мировых и российских премьерах сочинений Алексея Ретинского, Филипа Грейнджа, Пола Арчболда, Андреаса Мустукиса, Александра Маноцкова, а также в музыкальных перформансах, театральных постановках, камерных операх, театрализованных камерных программах. С 2022 года — артистка Молодежной оперной программы Большого театра.

Программа

I отделение

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Вячеслав Гайворонский (р. 1947)
Контрапункт XVIII из «Искусства фуги» BWV 1080

Георгий Фиртич (1938–2016)
Музыкальное сочинение для струнного квартета
Первое исполнение в Москве

Анатолий Королев (р. 1949)
«Стихи о страшном суде»

II отделение

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Квартет № 14 до-диез минор, соч. 131
I. Adagio ma non troppo e molto espressivo
II. Allegro molto vivace
III. Allegro moderato
IV. Andante ma non troppo e molto cantabile
V. Presto
VI. Adagio quasi un poco andante
VII. Allegro

/