V
A
C
V
A
C

Рахманинов-фест.
Алексей Петров

Концерт, посвященный связям романтизма и музыки нового времени.

27 февраля 1854 года Роберт Шуман совершает попытку самоубийства — бросается в Рейн. Через день он завершит работу над своим последним сочинением — Вариациями ми-бемоль мажор, вошедшими в историю музыки под названием «Вариации духа»: композитор уверял, что тему ему напели ангелы. Еще через несколько дней 44-летний Шуман будет доставлен в частную психиатрическую клинику неподалеку от Бонна, где проведет последние полтора года жизни.

Фотография внутреннего устройства рояля крупным планом
Фото: Руслан Шавалеев

«Вариации духа» интересны не только как трагический автобиографический документ, но в первую очередь как произведение, выпадающее из эстетического контекста времени. Изначально устойчивая, монолитная хоральная тема постепенно размывается, искажается, чтобы окончательно раствориться в тревожном хроматическом мареве финала — здесь композитор вплотную подступает к открытиям искусства рубежа XIX–XX веков.

Осенью 2022 года Алексей Петров записал «Вариации духа» для проекта «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений». Теперь белорусский пианист возвращается в Дом культуры «ГЭС-2», чтобы исполнить их на сцене Актового зала. Программа концерта посвящена связям романтизма и музыки нового времени. Первое отделение перекидывает мост от зрелой, образцово-показательной для своего времени Сонаты № 1 (1833–1835) Роберта Шумана к таинственным «Вариациям духа». Во втором отделении путь пролегает от позднего Полонеза-фантазии (1846) Фридерика Шопена с его колористическими находками и осознанием неисчерпаемости тембрового богатства фортепиано к открытиям композиторов-импрессионистов — Мориса Равеля («Отражения», 1904–1905) и Клода Дебюсси («Остров радости», 1903–1904).

До сих пор «Рахманинов-фест» представлял срез сегодняшнего состояния постсоветской фортепианной школы и намечал возможные пути ее развития, обращаясь к звуковому контексту прошлого. Новый сезон начинается с эпизодической смены формата и дает возможность сопоставить выразительные возможности современного рояля с потенциалом исторических инструментов XIX — начала XX века, звучавших в предыдущих концертах цикла.

Алексей Петров (р. 1977, Гродно) — окончил Республиканский лицей, а затем Белорусскую государственную академию музыки и магистратуру у профессоров Валентины Рахленко и Юрия Гильдюка. Совершенствовал исполнительское мастерство в Берлинской высшей школе музыки имени Ханса Эйслера, у профессора Георга Савы. Лауреат международных конкурсов, стипендиат Международного фонда «Новые имена», лауреат премии Министерства культуры Республики Беларусь за творческие достижения в области культуры и искусства (2010). Регулярно принимает участие в Бетховенском фестивале в Бонне, Мендельсоновском фестивале в Гамбурге, Днях новой музыки в Касселе, Фестивале классической музыки в Порт-де-Сольере (Испания) и многих других проектах, которые устраивают ведущие музыканты современности. Выступает в России, Белоруссии и Европе с сольными концертами и с различными оркестрами.

Программа

I отделение

Роберт Шуман (1810–1856)
Соната № 1 фа-диез минор, соч. 11
I. Introduzione. Allegro vivace
II. Aria
III. Scherzo e Intermezzo
IV. Finale
Geistervariationen («Вариации духа»), WoO 24

II отделение

Фридерик Шопен (1810–1849)
Полонез-фантазия, соч. 61

Морис Равель (1875–1937)
Три пьесы из цикла «Отражения»
«Ночные видения» («Ночные бабочки»)
«Лодка в океане»
Alborada del gracioso

Клод Дебюсси (1862–1918)
«Остров радости», L. 106

Фортепиано Steinway (2020)

/