Pratum Integrum.
Розарий
Цикл скрипичных сонат Генриха Игнаца Франца фон Бибера в исполнении солистов оркестра Pratum Integrum.
Австриец Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704) вошел в историю музыки как композитор, значительно опередивший свое время: скрипач-виртуоз, постоянно находивший новые выразительные возможности для своего инструмента, и одновременно художник-мистик, трактовавший музыку как разновидность духовной практики. Авангардная свобода мелодического рисунка, яростные диссонансы, звуковые спецэффекты — пристальный интерес к творчеству Бибера вовсе не случайно приходится на конец ХХ века, когда имя австрийского композитора стало синонимом радикального художественного поиска.
Цикл скрипичных сонат «Розарий», завершенный не позднее 1676 года, — вершина творчества Бибера и один из важнейших памятников музыкального барокко. «Розарий» основан на технике скордатуры — перестройки струн, которая расширяет диапазон и создает особую звуковую ауру инструмента. Привычный строй скрипки (соль–ре–ля–ми) используется только в первой и последней части, а для исполнения остальных сонат инструменты нужно перенастраивать. В силу этой особенности устройства цикла, помноженной на его масштаб и виртуозность, «Розарий» редко встречается на концертных подмостках: солисты оркестра Pratum Integrum исполнят все 16 сонат Бибера в один вечер впервые в России.
У цикла существует три подзаголовка: «Сонаты-мистерии», «Сонаты Святого Розария», «Сонаты-гравюры». Основное название отсылает к традиционным католическим четкам: по 150 бусинам читались 150 псалмов Псалтири, которые разбивались на 15 кругов, соответствующих таинствам — событиям из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Сочинение Бибера призвано было сопровождать архиепископские службы, поэтому в единственной сохранившейся рукописи каждой сонате предпослана гравюра, изображающая одно из 15 таинств Розария. Традиционный цикл мистерий Бибер венчает пассакалией для скрипки соло — траурно-торжественными вариациями басовой темы, которые иллюстрируются образом ангела-хранителя с ребенком.
Программа
Генрих Игнац Франц фон Бибер
«Розарий»
Сонаты для скрипки и бассо континуо
I. «Благовещение»
II. «Встреча Марии и Елизаветы»
III. «Рождество»
IV. «Сретение»
V. «Принесение Иисуса во храм»
VI. «Моление о Чаше»
VII. «Бичевание Христа»
VIII. «Увенчание терновым венцом»
IX. «Несение Креста»
X. «Распятие»
XI. «Воскресение»
XII. «Вознесение»
XIII. «Схождение Святого духа»
XIV. «Воскресение Богородицы»
XV. «Коронование Девы Марии на Небесах»
XVI. «Ангел-хранитель»
Исполняют
Солисты оркестра Pratum Integrum:
Сергей Фильченко, Николай Должников, Людмила Фраёнова барочная скрипка
Мария Крестинская барочная скрипка, виоль д’амур
Николай Мартынов орган
Анастасия Антонова клавесин
Ася Гречищева лютня
Александр Гулин барочная виолончель
Pratum Integrum — оркестр, исполняющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Его название в переводе с латыни означает «некошеный луг»: это метафора, подразумевающая репертуар XVII–XIX веков, в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте произведений. Оркестр впервые представил российской публике более 200 сочинений в самых разных жанрах, от сонат и концертов до опер и кантат. По инициативе Pratum Integrum к исполнению мелодрамы Евстигнея Фомина «Орфей» подключили роговой оркестр, впервые в Москве были сыграны «Страсти по Иоанну» Георга Гебеля (2009) и «Страсти по Марку» Баха в версии Йорна Бойзена (2018), клавирный Концерт до мажор Антонио Сальери (2019) и «Венера и Адонис» Джона Блоу (2019). Оркестр выступал под руководством прославленных мастеров исторического исполнительства — Тревора Пиннока и Петера Ноймана, Стефано Монтанари и Рейнхарда Гёбеля, Роберта Холлингворта и Вацлава Лукса. Музыканты многократно участвовали в «Декабрьских вечерах» и крупных международных фестивалях — «Днях старинной музыки» в Регенсбурге и Musica Antiqua в Брюгге, концертировали в Магдебурге, Санкт-Петербурге, Гданьске, Амстердаме и Утрехте. Оркестр является лауреатом престижной немецкой премии музыкальных критиков Preis der deutschen Schallplattenkritik.
Куратор: Дмитрий Ренанский
Продюсеры: Екатерина Архипова, Марина Бадудина, Яна Ромашкина