V
A
C
V
A
C

New Game Is Over

undefined: 

Проект Михаила Максимова, приглашающий зрителя поиграть в вертеп, где зарождаются эмоции и желания, — и почувствовать себя демиургом.

Выставка «Чародеи» показывает, как разные художники работают с темным фольклором. Каждый из ее участников интересуется определенной стороной фантастического, сверхъестественного, ужасного — тем, как они проявляются в истории, локальной мифологии, советском фольклоре и цифровой реальности. И хотя на первый взгляд может показаться, что скульптуры лесных божков и отсылки к детским фильмам 1980-х не имеют отношения к современности, проект помогает навести восприятие на близкий нам фокус.

Фотография инсталляции в галереях <nobr>ГЭС-2</nobr>

Художник Михаил Максимов мастерски соединяет новые медиа с архаичными теориями и неодушевленных героев — с мифологическими сюжетами. В основе видеоработ, инсталляций и игр художника неизменно лежат эсхатологические представления и столкновения мифологических образов с технократическими антиутопиями. Нервное, пессимистическое и до известной степени хтоническое искусство Максимова довольно точно описывает сегодняшний общепланетарный настрой, используя фантазийные симуляции как гипотезы о возможном развитии событий.

В проекте New Game Is Over («Новая игра окончена», 2023) художник предлагает публике поиграть с машиной-вертепом, в которой зарождаются эмоции и желания. Руководствуясь ими, игрок может создавать, сохранять и разрушать жизнеспособные системы. Герой выбирает, какие событийные цепочки запускать, придавать ли предметам новые, безумные качества, поддаться ли эмоциям, совладать ли с ними или вовсе уничтожить саму игру.

В трех частях сюжета идет речь о создании и развитии, удержании и разрушении систем. Будь то экстаз или меланхолия, предложенные эмоции и состояния так или иначе определяют выбор, ответственность, последствия и влияние игрока на игровой мир, который отличается характерным для автора темным интерфейсом и возвышенной безысходностью.

Марионетки в руках создателя, стреляющие топоры, современные средства записи и передачи информации, колокол судьбы, тревога, потусторонний мир, утопия с летающими голубями, три грации и искусственный интеллект — вот далеко не полный список того, что ждет игрока в этом вертепе, который перестал быть саморегулируемым и теперь требует ручного управления — восстановления или усиления функций, особенностей, событий и эмоций. Скрещивая брейгелевскую демонологию, футуристическую антиутопию и цирковую эстетику начала XX века, художник создает оригинальную вселенную.

Ранее Михаил Максимов участвовал в архитектурной биеннале в Венеции, создал игру про основательницу Мультимедиа Арт Музея Ольгу Свиблову, выпустил на Рижской биеннале проект Auropa, который каждый волен был развернуть у себя дома, вызвав специальную доставку. Кроме того, художник поставил перформанс «Диспозиция для большого лазерного станка» с участием работы Энди Уорхола из коллекции фонда V–A–C и создал мобильное АСМР-приложение, где нужно поглаживать личинок.

/