V
A
C
V
A
C

Новейшие теории кино.
Мастерская Евгения Майзеля

Цикл встреч для кинокритиков и синефилов, а также для всех, кого интересуют современные исследования кинематографа.

Мастерская состоит из 11 еженедельных занятий: сначала открытая лекция для всех желающих, а после нее — закрытый семинар для участников, выбранных через опен-колл. На лекциях ведущий расскажет о разных теоретических подходах к анализу кино, возникших за последние 70 лет, познакомит с глоссарием современного киноведения и основными философскими и критическими работами в этой области.

Кинозал <nobr><nobr><nobr><nobr><nobr><nobr><nobr><nobr><nobr>ГЭС-2</nobr></nobr></nobr></nobr></nobr></nobr></nobr></nobr></nobr>, вид из-за кресел на экран, на котором написано «<nobr><nobr><nobr><nobr><nobr><nobr><nobr><nobr><nobr>ГЭС-2</nobr></nobr></nobr></nobr></nobr></nobr></nobr></nobr></nobr> кино»
Фото: Аня Тодич
Я хочу рассказать о том, что происходило в научном теоретическом киноведении с 1960-х годов, и показать, как эти знания отразились на практической кинокритике.

— Евгений Майзель

Участники семинаров будут обсуждать и писать критические тексты. Самые интересные из их работ будут опубликованы в зине по итогам проекта.

Ведущий

Евгений Майзель
Киновед, кинокритик, писатель, редактор профессиональных киножурналов. Программный директор международного кинофестиваля «Московская премьера». Член ФИПРЕССИ и Экспертного совета Гильдии киноведов и кинокритиков России. Публикуется в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Кинема» и других.

Куратор

Даниил Бельцов
Редактор издательства V–A–C Press, главный редактор онлайн-журнала V–A–C Sreda.

Программа

Зачем кинематографу нужна теория

Когда: 22 июн 2023, 18:30-19:20

На вводной встрече мы поговорим об истоках и основах теории кино, о ключевых исследователях в этой области, а также о значении этой научной дисциплины и ее особенностях.

Кино как код

Когда: 29 июн 2023, 18:30-19:20

С 1960-х годов исследования кино были тесно связаны с самыми разными областями знания. Что можно назвать основами современной теории кино? Что такое структурализм и семиотика? Каким образом социология, антропология, психоанализ и литературоведение оказались востребованы киноведами? Почему при анализе фильмов приобрели такое значение текстуальный анализ и симптоматическое чтение?

Теория киноаппарата

Когда: 6 июл 2023, 18:30-19:20

Чем объясняется власть над зрителем, которую имеет хороший фильм? Возможно, дело в феноменах восприятия и оптических явлениях, о которых зритель даже не догадывается? Евгений Майзель расскажет о «теории киноаппарата» (apparatus theory) и таких ее ключевых понятиях, как «иллюзия непрерывности», «постоянство видения», «точка схода» и т.д.

Теория журнала Screen

Когда: 13 июл 2023, 18:30-19:20

Можно ли описывать или экранизировать реальность, находясь вне ее? Нет, заявили приверженцы одной из самых радикальных теорий начала и середины 1970-х, объединившиеся вокруг британского журнала Screen. Чем отличаются нарративный и субъективный дискурсы? Как связаны между собой кино, знание и вера? Какие бывают виды реализма?

Кинотеория и женское

Когда: 20 июл 2023, 18:30-19:20

Большинство фильмов (по крайней мере, пока) сняты людьми и рассказывают о жизни людей. Мы поговорим о том, как визуальное удовольствие от просмотра связано с процессом идентификации с героями на экране, — а также о фантазиях и о том, при чем здесь скопофилия.

Кино «других»

Когда: 27 июл 2023, 18:30-19:20

Начиная с последней четверти ХХ века в фокусе внимания социальных наук оказались проблемы колониализма, а также репрезентации всевозможных меньшинств. Конъюнктура международных фестивалей показывает, что эта тема крайне актуальна и в кино. Мы обсудим, с чего начался этот тренд и почему репрезентация «униженных и оскорбленных» по-прежнему важна в кинематографе.

Философы (о) кино 1. Делёз

Когда: 3 авг 2023, 18:30-19:20

Французский философ Жиль Делёз значительно повлиял на киноведение, предложив чрезвычайно подробный инструментарий для описания эффектов, используемых режиссерами. Мы разберем ключевые понятия из его фундаментального труда «Кино» — в частности, «образ-движение», «образ-время», «кристаллы времени» и другие.

Философы (о) кино 2. Кэвелл

Когда: 10 авг 2023, 18:30-19:20

Наряду с Делёзом важную роль в формировании критической теории кино сыграл американский философ Стэнли Кэвелл. В своих работах он уделял внимание дихотомии «мира увиденного» и «мира рассматриваемого», а также работал с темами живой памяти и стремления к счастью.

Историческая поэтика и неоформализм

Когда: 17 авг 2023, 18:30-19:20

После долгого доминирования так называемых «Великих теорий» (Grand Theories) в мировом киноведении появились исследователи, которых смущало, что оно чересчур зависимо от сторонних дисциплин и областей знания. Эта теория получила название неоформалистской и приобрела большое влияние. Мы разберем основные ее положения и термины.

Осмысление нарратива и идентификация образов

Когда: 24 авг 2023, 18:30-19:20

Одним из новейших направлений в исследованиях кино стал так называемый «когнитивистский поворот», акцентирующий внимание на экранном повествовании и том, как оно организовано. Мы поговорим об основных понятиях этого подхода, таких как восходящие и нисходящие процессы, эффекты первичности и симуляции, schemas и schemata.

Феноменология, аттракционы, зрители

Когда: 31 авг 2023, 18:30-19:20

На завершающей лекции мы рассмотрим некоторые новейшие течения в теоретическом киноведении: возвращение к феноменологии кино, эстетику удивления, обращение к этнографии и работу с архивами.