V
A
C
V
A
C

Хора

Соло-перформанс танцевальной художницы Валентины Луценко о хрупкости, несовершенстве, мерцающем пограничном состоянии сознания в моменты кризиса идентичности.

Понятие «хора» впервые встречается в трактате Платона «Тимей». Философ обозначил им некое «материнское пространство», поле возможностей, которое дает всему живому начало и потенциал для самоопределения, способствует возникновению законов бытия и социально-политической жизни. Вместе с тем так обозначали бесхозную, неосвоенную территорию за пределами древнегреческого полиса.

Девушка лежит на полу парковки позади столба, ногами упирается в автомобиль
Фото: Екатерина Малыгина

Позднее этот термин возникает в психоаналитических трудах Юлии Кристевой, которая наделяет его дополнительным смыслом: место заботы. Это стадия развития сознания до того момента, когда человек начинает изучать свое тело и так обретает чувство собственной идентичности. Таким образом, под «хорой» можно понимать опыт взаимодействия с окружающей действительностью, ограниченный ритмом голоса и движений тела. В подобные моменты ощущается напряжение между реальным и символическим мирами.

Валентина Луценко выбрала для перформанса обезличенную территорию подземной парковки — современную материальную метафору хоры. Драматургия действа строится на нескольких пластических блоках: зритель видит рождение и эволюцию некого персонажа — получеловека, полуживотного, который хаотично и прерывисто движется в пространстве, взаимодействуя с окружающими объектами. Хореографическая партитура передает ощущение неприкаянности, дезориентации и хрупкости бытия, в то время как сочетание человеческого и животного символически напоминает о необходимости сострадания и заботы в моменты проживания разрушительного процесса утраты собственного «я».

Перформанс создан по итогам участия Валентины Луценко в программе художественных резиденций «ГЭС-2».

Автор проекта

Валентина Луценко— танцхудожница, перформер, преподаватель двигательных практик и танца. Окончила СПбГУ по специальности «История искусства и арт-критика», а также программу по танцевальному перформансу «СОТА» (2015). Создавала работы для фонда V–A–C, БДТ им. Г. А. Товстоногова, студии «Сдвиг», Дома Радио и других институций и проектов. Автор танцинсталляции «Плясцы» (2022) и лаборатории современного танца в рамках проекта «Большой опыт» (2022) в Доме культуры «ГЭС-2». Участвовала в постановках таких авторов, как Тино Сегал, Эльдад Бен Сассон, Ольга Цветкова, Константин Кейхель, Антон Морозов. Участница резиденций в РФ, Греции, Ирландии, Израиле, Австрии, Польше.

Композитор

Вангелино Курентзис — музыкант, композитор, звуковой художник и продюсер.

Художник

Антон Морозов — театральный режиссер. Окончил РГИСИ по специальности «режиссер драмы» (мастерская Андрея Могучего). С 2017 по 2021 год работал в БДТ имени Г. А. Товстоногова режиссером, куратором, видеорежиссером. Участвовал в режиссерских лабораториях Театра на Таганке, Театра Маяковского, фестиваля «Карабас» и др. Спектакли в постановке Антона Морозова идут в БДТ имени Г. А. Товстоногова, Саровском драматическом театре, Академическом музыкальном театре в Баку, Камерном театре Объединенного музея писателей Урала и Ельцин-центре в Екатеринбурге.

Продюсеры

Кира Берман, Михаил Яцков