V
A
C
V
A
C

Жюль и Джим.
Специальный показ из цикла «Кино и Сонтаг»

Шедевр французской новой волны в зеркале легендарного эссе Сьюзен Сонтаг «Против интерпретации».

В начале года исполнилось 90 лет со дня рождения Сьюзен Сонтаг, одной из самых значительных культурных критиков ХХ века. «ГЭС-2» отмечает ее юбилей ежемесячными специальными показами и обсуждениями фильмов, которые ценила и которым посвящала свои тексты американская мыслительница. Цикл открывает картина Франсуа Трюффо «Жюль и Джим» — и разговор о культовом тексте «Против интерпретации», в котором этот шедевр новой волны приводится как образцовый пример антисимволического кинематографа.

Два мужчины и женщина бегут по мосту
Кадр из фильма «Жюль и Джим», 1962
С почти непревзойденной свободой обращения с кинематографической формой Трюффо создает смысл с помощью противоречий. «Жюль и Джим» — фильм грустный, но остроумный, захватывающий, но созерцательный, универсальный, но герметичный… Он так глубоко познал бессмыслицу жизни, что отвечать на нее предпочитает невозможной наивностью.

— Чак Стивенс, Slant Magazine

«Жюль и Джим» и правда как будто не подразумевают никакой метафоричности: сюжету, кружащему героев в лихорадочном вальсе большой истории и большой любви, попросту некогда отвлекаться. Завязывается он в Париже 1912-го, когда австрийский переводчик Жюль знакомится с французским журналистом Джимом. Они быстро обнаруживают друг в друге родственные души, а новую дружбу скрепляют пьяные посиделки в кафе, поэтические вечера, боксерские забавы и, конечно же, ухаживания за женщинами. Но когда на горизонте объявится свободолюбивая богемная красавица Катрин, в отношения друзей одновременно войдут и напряжение соперничества, и единение общей, одной на троих, любви. Ослабить ее не сможет даже война, на которой австриец и француз окажутся по разные стороны фронта.

Действие фильма охватывает еще пару бурных десятилетий, но обаяние «Жюля и Джима», конечно, вовсе не в историзме, а в том, что эта снятая в 1962-м картина идеально запечатлела дух собственной эпохи, предвосхитив и предугадав определивший ее культурный и чувственный взрыв. Но сколь бы обезоруживающе романтичный любовный треугольник ни выводил в кадре Трюффо, иллюзий ни по поводу времени, ни по поводу мира он все же не испытывал. Жюль, Джим и Катрин неуклонно движутся к трагическому, преисполненному горечи финалу — и именно это качество делает третий фильм Франсуа Трюффо болезненно злободневным даже спустя полвека.

После показа пройдет обсуждение фильма и эссе Сьюзен Сонтаг «Против интерпретации» с историком кино, киноведом Максимом Семеновым.

Жюль и Джим

Jules et Jim
1962, Франсуа Трюффо | Francois Truffaut
Франция
112 мин., фр. с рус. субт., 16+
В ролях: Оскар Вернер, Анри Серр, Жанна Моро, Ванна Урбино