V
A
C
V
A
C

«Я не знаю, Земля кружится или нет».
Дария Маминова, Густав Малер

Дирижер Федор Леднёв продолжает начатую в прошлом сезоне ревизию наследия Густава Малера и «Общества частных музыкальных представлений» Арнольда Шёнберга исполнением Четвертой симфонии.

Написанная в 1900 году четырехчастная партитура вошла в историю как едва ли не самый ранний образец музыкальной неоклассики: вплотную приближаясь к границе нового и новейшего времени, Малер воскрешает мир венского классицизма и раннего романтизма. В кульминации первой части звучит трагическая фанфара, которой композитор откроет свою Пятую симфонию (1901–1902), но она обрывается на полуслове: ХХ век существует в Четвертой как предчувствие, как тревожное ожидание завтрашнего дня. Совсем скоро от строгости и цельности, запечатленной в симфонии, останутся одни осколки — камерная версия Четвертой, созданная в 1920-е для концертов «Общества частных музыкальных представлений», фиксирует последствия Большого взрыва, окончательно разрушившего реальность, по которой ностальгировал Малер.

Фрагмент чертежа некоего устройства, белые линии на темно-сером фоне
Иллюстрация: Маша Базилевская

Замешанная на неразрывно связанных друг с другом нежности и иронии, Четвертая выросла из песни «Небесная жизнь», опубликованной в фольклорном сборнике «Волшебный рог мальчика» (1806–1808); одноименную песню на этот текст Малер написал в 1892 году, а затем включил в финал симфонии. Рассказ ведется от лица ребенка, видящего на небе исполнение своих земных грез: содержание Четвертой сам Малер определил как «безоблачность иного, более возвышенного, чуждого нам мира, в нем есть нечто пугающее и страшное для нас. В последней части ребенок, который в своей детской наивности принадлежит все же этому высшему миру, объясняет, как все задумано».

«Симфония должна нести в себе нечто космическое, должна быть неисчерпаемой, как вселенная и жизнь», писал о Четвертой композитор: этим характерным для искусства начала ХХ века восторгом строительства нового художественного мира Малер оказывается неожиданно близок Велимиру Хлебникову. Надмирное, хрупкое, поэтически-чувственное пространство сочинения Дарии Маминовой «Я не знаю, Земля кружится или нет» (2019) образным строем перекликается с Четвертой симфонией: первый концерт программы «Ремонт старых кораблей» начинается и завершается звучанием человеческого голоса.

Дария Маминова (р. 1988, Ленинград) — композитор, певица. Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова как пианистка (класс Татьяны Загоровской). С 2012 по 2020 год обучалась композиции в Детмольдской высшей школе музыки (класс Фабьена Леви) и в Кёльнской высшей школе музыки и танца (класс Йоханнеса Шелльхорна, Бригитты Мюнтендорф и Михаэля Байля). Ее произведения исполняли Klangforum Wien, Musikfabrik, Neue Vocalsolisten Stuttgart, МАСМ и другие ансамбли.

Федор Леднёв (р. 1971, Минск) — дирижер. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.

Елене Гвритишвили (р. 1999, Санкт-Петербург) — певица. Выпускница Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова (дирижерско-хоровое отделение, класс Федора Леднёва и Анны Мейя). Ныне — студентка вокального отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова (класс Светланы Горенковой). С 2020 года — артистка хора musicAeterna. Выступала в спектакле Александра Маноцкова «52» на сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. С сентября 2022 года — артистка Молодежной оперной программы Большого театра.

Программа

Дария Маминова (р. 1988)
«Я не знаю, Земля кружится или нет»
Для женского голоса и ансамбля на текст Велимира Хлебникова
(первое исполнение в России)

Густав Малер (1860–1911)
Симфония № 4
Переложение для камерного оркестра Эрвина Штайна
I. Bedächtig. Nicht eilen
II. In gemächlicher Bewegung. Ohne Hast
III. Ruhevoll (Poco adagio)
IV. Sehr behaglich

Исполняют

Дирижер

Федор Леднёв

Сопрано

Елене Гвритишвили

Speech Quartet
Владислав Песин скрипка
Михаил Андрущенко скрипка
Любовь Лазарева альт
Евгений Румянцев виолончель

Мария Федотова флейта
Александр Быков гобой
Георгий Мансуров кларнет
Жасулан Абдыкалыков труба
Виталий Ряднов туба
Константин Щеников-Архаров электрогитара
Николай Мажара фортепиано
Роман Сумбулов фисгармония
Дмитрий Клеменок ударные
Карлос Наварро контрабас

/