Улей
Лучший фильм прошлогоднего фестиваля «Сандэнс» — дебют, основанный на реальной истории об эмансипации в послевоенном Косово.
После того, как муж Ферхие пропал без вести в Косово, женщина начинает собственный бизнес в попытках обеспечить семью и выжить в условиях неопределенности. Однако в традиционном патриархальном обществе сделать это непросто. Вынужденная бороться за свои права и амбиции, героиня постепенно меняет мир вокруг себя.
В числе фильмов, которые Башолли смотрела, когда писала сценарий «Улья», она назвала «Розетту» братьев Дарденн (1999), «Грбавицу» Ясмилы Жбанич (2006) и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу (2007). Работы Кена Лоуча она не упомянула, но сходство есть. Лоуч постоянно показывает, как рабочих людей предают те, от кого они с полным основанием ожидают помощи и защиты. То же самое можно сказать и об «Улье».
«Улей» косоварки Блерты Башолли — пример того, как счастливо может сложиться судьба независимого дебюта, набирающего ход от фестиваля к фестивалю, от страны к стране. Безоговорочный успех на «Сандэнсе» (победа в трех категориях) и, как следствие, выдвижение на «Оскар» подкрепили тенденцию: женщины-режиссеры из Косово во многом определяют современное авторское кино.
Улей
Hive
2021, Блерта Башолли | Blerta Basholli
Косово–Швейцария–Албания–Северная Македония
84 мин., алб. с рус. субт., DCP, 16+
В ролях: Илка Гаши, Чун Лайчи, Аурита Агуши