V
A
C
V
A
C

ГЭС-2 Саундсистем

Программа музыкальных воркшопов и лекций, посвященных актуальным аспектам популярной культуры: от скретчинга до лоу-фая.

Начиная с 1950-х годов независимые саунд-системы на Ямайке стали эпицентром социальной и культурной жизни острова. Их появление привело к возникновению десятков жанров и в корне изменило музыкальный ландшафт планеты. Люди объединялись вокруг саунд-систем: это была единственная возможность послушать музыку, а заодно и пообщаться с единомышленниками — проигрыватели и приемники в то время были доступны далеко не всем. В наше время саунд-системная культура не только распространилась по всему миру, но и стала символом осознанности по отношению к прослушиванию и созданию музыки и всему, что с этим связано. Мы открываем образовательную программу «ГЭС-2 Саундсистем» с тем же подходом, надеясь, что она станет точкой обмена идеями, опытом и вдохновением для людей, интересующихся популярной музыкой и ее генезисом.

Первая часть программы состоит из четырех воркшопов и четырех лекций.

Кураторы

Тима Аллер, Ладомир Зелинский

Анимация заполнения белого экрана изображениями сабвуферов

Программа

Скретчинг и тернтейблизм.
Воркшоп

Где: Классы
Когда: 27 фев, 2, 5 мар, 19:00-21:00

Неотъемлемая часть хип-хопа, скретчинг — манипуляция движением крутящейся виниловой пластинки для получения характерного звука — давно стал достоянием массовой культуры, а движение тернтейблизм (англ. turntablism), предполагающее создание музыки с помощью «вертушек», развило его до невероятного уровня изобретательности. DJ Scoop проведет три одинаковых воркшопа для начинающих, где познакомит их со скретч-культурой, расскажет об историях из своей практики, а также научит основам скретчинга.

Ведущий

DJ Scoop
Скретч-диджей. Призер многих соревнований, в числе которых — IDA Russia 2019 (вице-чемпион), IDA Russia 2021 (чемпион).

Винил, электронная музыка, типографика.
Лекция

Где: Библиотека
Когда: 4 мар, 19:00-21:00

Мы часто видим пластинки, крутящиеся под ловкими руками диджеев. Но что мы знаем о типографских приемах в дизайне обложек винила с электронной музыкой? Как менялись предпочтения в типографике с развитием жанров techno, house, drum’n’bass, garage, ambient, trance, idm и glitch, какой контекст способствовал изменениям и как визуальные решения зависели от звучания? На лекции мы найдем ответы на эти вопросы.

Ведущая

Валера Коваленко
Дизайнерка коммуникаций, многостраничных изданий, иллюстраторка, студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Железо, программы и крутилки. Лайв электронного музыканта.
Лекция

Где: Библиотека
Когда: 8 мар, 19:00-21:00

Часто можно услышать шутки о том, что на сцене музыканты-электронщики просто включают музыку на ноутбуке, а сами в этот момент проверяют почту. Что происходит на самом деле? Можно ли исполнять электронную музыку живьем? Чем лайв-шоу отличается от диджей-сета? Как устроены электронные выступления у разных музыкантов и чем хороший лайв отличается от плохого? Обо всем этом расскажет музыкант и журналист Ник Завриев, а также продемонстрирует некоторые техники на примере собственного лайв-сетапа.

Ведущий

Ник Завриев
Музыкант (проект Ambidextrous), саунд-дизайнер и диджей из Москвы, автор и ведущий подкаста «Планетроника», преподаватель Moscow Music School и Школы дизайна НИУ ВШЭ, музыкальный обозреватель множества русскоязычных изданий.

Семплинг и пэд-контроллеры.
Воркшоп

Где: Классы
Когда: 6, 9, 12 мар, 19:00-21:00

Лайв-выступления — основной способ поделиться своей музыкой со слушателем. Однако мало кто, кроме самих электронных музыкантов, понимает, что стоит за этими причудливыми аппаратами и как с ними можно взаимодействовать. Матвей Щетинкин расскажет о распространенных на лайках техниках: семплинге, ворпинге и фингер-драмминге, используя один из самых популярных пэд-контроллеров нашего времени — Ableton Push 2.

Ведущий

Матвей Щетинкин
Саунд-дизайнер, диджей, работал над музыкой для мультсериала «Колдуй отсюда» на телеканале «2×2».

Полевые записи.
Воркшоп

Где: Классы
Когда: 13, 16, 19 мар, 19:00-21:00

Полевые записи давно отошли от своей технологической функции, став полноценной формой музыкального искусства. Семплы записей окружающей реальности используют как академические авангардисты, так и звезды мейнстрима. Мы предлагаем использовать Дом культуры и его окрестности в качестве площадки для охоты на звуки. Саунд-дизайнерка Даша Дрямина поможет создать аудиоландшафт для Библиотеки «ГЭС-2», который прозвучит из наушников.

Ведущая

Даша Дрямина
Мультидисциплинарная художница, рассказчица. Основные медиумы: звук, тело и движущееся изображение. В своей художественной практике создает сказочные нарративы из переплетения культурных кодов, находит и слушает звуки, запоминает и реконструет саундскейпы.

Практики слушания. Проживание повседневности.
Лекция

Где: Библиотека
Когда: 18 мар, 19:30-21:30

Материал лекции сфокусирован на психологических аспектах слушания и аудиальной модальности — восприятии мира через слуховые ощущения. Слушателям будет предложено порассуждать о том, как мы слышим и идентифицируем объекты и пространства, а также о классификации пространств с точки зрения социологии, философии и антропологии. Автор расскажет в том числе о картографировании подходов, связанных с полевыми записями и нехудожественными практиками работы со звуком.

Ведущий

Глеб Глонти
Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä; генеральный продюсер и куратор фестиваля современного искусства Experimental Music and Art (EMA) Expo, преподаватель дисциплин «Звуковая идентификация» и «Кураторские практики» профиля «Звуковое искусство и звуковой дизайн» факультета креативных индустрий в НИУ ВШЭ.

Лоу-фай-эстетика и манипуляции с магнитной лентой.
Лекция и воркшоп

Где: Библиотека, Классы
Когда: 20, 23 мар, 19:00-21:00

Сегодня обычный смартфон позволяет записать звук довольно высокого качества, а профессиональное студийное оборудование становится более доступным. Но некоторые музыканты предпочитают использовать в своей практике старые катушечные магнитофоны, кассетные портастудии и даже микрокассетные диктофоны. Некоторые бутиковые гитарные педали эффектов нарочно имитируют эффект зажеванной пленки, олдскульных динамиков 70-летней давности и осыпающейся магнитной ленты.

Сергей Зыков расскажет об эстетике lo-fi в музыкальной культуре. Помимо материалов о звукозаписывающей аппаратуре и возможностях ее применения, посетителей познакомят с лоу-файными лейблами, собирающими артистов со всего мира. В рамках практической части участники смогут поработать с техникой, делающий звук «очаровательно хуже», — от старых катушечных магнитофонов до современных цифровых процессоров эффектов. В финале занятия можно будет записать свой небольшой экспериментальный сет на аудиокассету.

20 марта пройдет лекция, а 23-го — воркшоп.

Ведущий

Сергей Зыков
Участник и программный куратор ансамбля современной музыки Kymatic, эдьюкейтор в отделе школьных программ фонда V–A–C, преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Курировал музыкальное направление Мультимедиа Арт Музея MAMMusic и музыкальный блок Культурного центра ЗИЛ. Действующий художник, независимый музыкант, выпускник института современного искусства «БАЗА».

Магия магнитной ленты.
Лекция

Где: Библиотека
Когда: 22 мар, 19:00-21:00

В экспериментальной лекции пионер советского семплирования Игорь Шапошников расскажет о манипуляциях со звукотехникой, которые являлись неотъемлемой частью жизни любого советского меломана времен застоя; о стиле в одежде, отличающем аудиолюбителя от широких масс; о грампластинках «Мелодии», журналах и спекуляциях винилом из западных стран; о магнитофонной культуре, аудиосистемах и танцевальных клубах. Автор лекции является свидетелем и непосредственным участником одного из самых интересных периодов позднесоветской музыкальной сцены.

Ведущий

Игорь Шапошников
Участник легендарной группы «Вова Синий и „Братья по разуму“», чьи магнитоальбомы переходили из рук в руки на протяжении всех 1980-х. Появившись в 1983 году в закрытом городе Челябинск-70, группа стала одной из первых в Советском Союзе, использовавшей в своем творчестве семплы.