V
A
C
V
A
C

Забавные игры

Вторжение двух трикстеров в семейную идиллию как мастер-класс по провокации в кино.

Пасторальный австрийский пейзаж пересекает джип — и царящую вокруг тишину нарушает лишь оперная музыка, раздающаяся из автомобиля. Супруги-буржуа Анна и Георг и их сын-школьник Жоржи слушают оперу не только для удовольствия, но и в качестве забавной игры. Кто первым угадает композитора? А произведение?

Фильмы Ханеке знамениты своим пессимизмом, жестокосердием, с которым они сдирают с монструозной природы человечества тонкий слой политеса. «Забавные игры»… — самое, пожалуй, жуткое творение режиссера.

— Шон Феннесси, The Ringer

Мужчина смотрит в камеру с полоборота
Кадр из фильма «Забавные игры», 1997

Семейная идиллия продолжится по приезде в загородный дом на озере — до того момента, пока на пороге не объявится пара улыбчивых молодых людей. Незваные гости представятся Петером и Паулем — и немедленно втянут хозяев в череду игр куда менее невинных, чем викторина на знание оперной классики.

В именах двоих мучителей из фильма нетрудно разглядеть библейские аллюзии — но если эти Петр и Савл, апостолы насилия и постмодернизма (они также не прочь откликнуться и на канонические мультяшные Том и Джерри), и ведут кого-то к откровению, то исключительно зрителя. Для Анны, Георга и Жоржи «Забавные игры» не предусматривают пощады настолько, что Михаэля Ханеке можно было бы записать в главные садисты от кинематографа 1990-х — если бы только фильм так открыто и изящно не признавался в собственной провокационности.

В самом деле, австрийский классик может изводить своих героев, но обращается не к ним, а к аудитории, раз за разом заставляя ее задумываться о том, не является ли свидетель чужих страданий их соучастником. Многие фильмы 1990-х подходили к насилию с постмодернистской иронией; только Ханеке задался вопросом, имеем ли мы в принципе на нее право.

Забавные игры

Funny Games
1997, Михаэль Ханеке | Michael Haneke
Австрия
108 мин., нем. с рус. субт., 18+
В ролях: Сюзанна Лотар, Ульрих Мюэ, Арно Фриш, Франк Гиринг