V
A
C
V
A
C

От автора. Алмазная сутра против препятствий

Встреча с участниками выставки «Краткая история отсутствия», открывающая серию совместных чтений художников и посетителей «ГЭС-2».

Какие книги послужили отправными точками для создания произведений, представленных на выставке? Об этом расскажут сами художники и предложат вместе прочитать некоторые тексты, вдохновившие их или повлиявшие на их практики. Участники «Краткой истории отсутствия» вслух проследят истории становления своих идей и повлиявшие на них концепции, расшифруют неочевидные для постороннего наблюдателя отсылки и связи текстов и живописных работ.

Размытое фото, кассета для диктофона лежит на столе с вырезками газет и листами с записями
Фото: Аня Тодич

«Алмазная сутра» попала в руки будущим участникам «За Анонимное и Бесплатное искусство» еще до формирования теоретических основ группы и, безусловно, повлияла на выработку концепций и практических ориентиров. Важно, что текст сутры рассматривался вне культурно-исторического, религиозного и востоковедческого аспектов: мы принимали его абстрактно, как загадочные разводы на штукатурке, само разглядывание которых движет воображение во все стороны. Радикализм, утопизм, парадоксальность, позитив через отрицание, отказ от авторитетов и иерархии ценностей — вот неполный список ассоциаций, активированных сутрой в наших головах.

— Анонимный участник группы «За Анонимное и Бесплатное искусство»

Серию открывает встреча с одним из участников коллектива «За Анонимное и Бесплатное искусство», предпочитающим скрыть свое имя. Это творческое объединение отрицало любые художественные иерархии и институции и декларировало полную свободу в осуществлении творческих замыслов. Аноним предлагает прочитать и обсудить «Алмазную сутру» — хрестоматийный буддистский текст, один из основополагающих в Махаяне.

Объединение «За Анонимное и Бесплатное искусство» возникло в 1990-х годах и основывало свою практику на идеях творческого эгалитаризма, безымянности и авторской аскезы. Художники высказывались в самых разных жанрах — от видео-арта, концертов и графики до дрейфов по промзонам.

Анонимный участник группы «За Анонимное и Бесплатное искусство»
Окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ) в 1983 году. Вплоть до самороспуска группы «За Анонимное и Бесплатное искусство» в 2001 году создавал в ней видео, анимацию, полиграфию, уличные акции, стал соавтором большинства программных текстов и манифестов. Сотрудничает с Канским видеофестивалем (г. Канск), преподает архитектурную светологию в МАРХИ, участвует в различных проектах, реализуемых на собственных и общественных площадках. Соавтор видеоработ, показанных в разных странах мира и получивших ряд призов. Перформативные акции и видеоработы с его участием вошли в книгу «Антология российского видеоарта» (М, 2002) и каталоги «Российский акционизм» (М, 2007) и «Перформанс в России. 1910–2010. Картография истории» (М, 2014).