V
A
C
V
A
C

Открытый лекторий «Необычная проза»

Цикл лекций о художественном письме «Необычная проза» в рамках одноименной литературной мастерской в Доме культуры «ГЭС-2».

Программа литературной мастерской «Необычная проза» состоит из еженедельных открытых лекций для всех желающих, а также закрытых творческих семинаров для 17 участников, отобранных через опен-колл. В лектории еженедельно в течение двух месяцев писатель и переводчик Виталий Бабенко будет рассказывать об особенностях различных литературных жанров. Для посещения нужна предварительная регистрация.

Фото: Глеб Леонов

Лектор и ведущий мастерской:
Виталий Бабенко
Писатель, журналист, переводчик, издатель, преподаватель. Автор-составитель сборника русской таинственной прозы XIX века «Странно и наоборот» и сборника «Сказки мятежей и трюфлей. Небывалая русская фантастическая проза XVIII–XIX веков».

Программа

12 мая

Что мы говорим и что пишем
Понимание смысла слов помогает не только подбирать точные выражения, но прежде всего ясно мыслить. Главное занятие литератора — думать, и лишь во вторую очередь писать. Безошибочный выбор слов — это знание, а не наитие, а конструирование фраз — не механический процесс, а творчество

19 мая

Литературные жанры
Сколько жанров в литературе — и есть ли они, эти жанры? Для разных людей ответ будет разным. Изобретение терминов — удел литературоведов; писатель думает не о жанрах, а о том, что и как он хочет сказать, то есть о сути и стиле. Мы поговорим об условности любых жанров, об особенностях стиля и о том, какая разница между стилем и стилистикой.

26 мая

Условно-метафорическая проза
Может показаться, что читать легко. На самом деле это не менее серьезная работа, чем писательство. Важно не только то, что написано в произведении, но и как, и зачем, и почему. Мы будем говорить о грамматике и пунктуации, о том, почему для писателя так важно правильно расставлять запятые, двоеточия и тире, а также о волновой теории текста.

2 июня

Сказка и рассказ
Сказка — всегда рассказ, но рассказ — не обязательно сказка. Что означает понятие «отдельность рассказа»? Что такое «хороший рассказ» и «плохой рассказ»? Что делать с неизбежной в случае оценки вкусовщиной?

9 июня

Таинственная проза
В любом тексте кроется много секретов и тайн. Что же принято иметь в виду, говоря о «таинственной прозе»? Когда зародился этот жанр, если вообще можно говорить о его существовании? Что есть мистика в литературе?

16 июня

Магический реализм
Зачем вплетать магию в реальность? Но как же иначе? Если бы на это существовало табу, литература перестала бы быть литературой. На этой лекции мы поговорим об истинной истории магического реализма.

23 июня

Городская сказка
Городское фэнтези или деревенский кошмар? В качественной прозе — неважно, городской, деревенской или и вовсе рассказывающей об иных планетах, — кошмары вполне можно использовать, преследуя конструктивные цели. Мы разберем, как правильно работать с ними.

30 июня

История хоррора
Литература ужасов занимает особое место на книжных полках. Нередко люди стесняются признаться в том, что ужастики вызывают у них неподдельный интерес. Так стыдно ли читать или писать такие книги? Конечно, нет, если они основаны на интересных историях. Поговорим об историях как таковых — и о литературе ужасов тоже.

7 июля

Литература абсурда
Определение обманчиво: настоящего абсурда в литературе, вообще говоря, не существует. Во всяком абсурде есть смысл и логика, а в любой логике можно обнаружить частицу абсурдного. Мы подробно поговорим о логике, абсурде и их взаимоотношениях.

14 июля

Притча — это всегда приключение
Притчи — занимательный жанр, а приключения — необъятная область литературы. Однако интереснее всего поговорить не об авантюрной литературе вообще и даже не о приключениях как основе сюжета, а о превращениях и приключениях самого сюжета и фраз.