Все связано. Онлайн-выставка
Проекты участников Вязального клуба – 2, в которых они исследуют вязание как художественный медиум.
Финальные проекты участников Вязального клуба объединены одним формальным признаком: все они без названия. Потому ли автор желает оставить работу в промежуточном пространстве, что она не вписывается в серию или целиком принадлежит процессу, выпадая в осадок? Или потому, что является противопоставлением коллективной озабоченности именованием, укоренением в том или ином контексте? То, что еще не названо, имеет потенциал к ускользанию, исчезновению, слиянию с местностью.
На протяжении истории вязание меняло свое место, начиная от ритуального завязывания узлов и нанесения орнаментов для защиты от стихий, чулок для представителей правящих классов, изготавливаемых закрытой группой специально обученных людей, заканчивая созданием функциональной и теплой одежды вручную, массовым производством трикотажных тканей и частной практикой для близкого круга людей. Вязание также стало художественным высказыванием, которое распространилось в публичных пространствах с 80-х гг.
В своих работах участники исследуют связи между вязанием и искусством, преодолевая функциональность и чистую декоративность, свойственную этому медиуму. И с помощью вязаного полотна создают пространство для рефлексии на темы уязвимости, памяти и трудностей перехода от эскапизма и сопротивления к открытому диалогу с миром.
Саша Вастержинская
В своей работе Саша Вастержинская размышляет о дискомфорте и трепете, предшествующим акту творчества. Когда страх отвержения преодолевается, остаются шрамы и раны. И произведение искусства становится восстановлением себя, символической починкой. Вязаное полотно проявляется сквозь дыры в слоях телесного цвета капрона, грубо прошитых красной нитью, и приобретает значение постоянного перекраивания, разрушения и восстановления.
Самовыражение соседствует с состоянием дискомфорта, трепетом перед актом творчества и следующим за ним готовым результатом. Объект выражает процесс восстановления после тревожных ожиданий, «починку» самого себя.
Сопротивление боязни превращается в опыт, укрепляя уверенность. Последствия собственного страха отвержения в виде швов и дыр — необходимый элемент постоянного перестраивания, своеобразный «ремонт».
Настя Морозова
Проект Насти Морозовой представляет собой носимую вязаную скатерть, которая скрывает человека, унифицируя его через слияние с окружением, создавая ощущение призрачного присутствия, замирания в состоянии неопределенности.
Подобно камуфляжу, который вводит зрителя в заблуждение относительно точных данных об объекте-носителе, его очертаниях и потенциальных возможностях, обезличивание и исчезновение в пространстве представляются как чисто эстетический жест в природе, в повседневности проявляются как приостановка в неведении.
Скатерть-невидимка дает возможность спрятаться, стать незаметным, слиться с интерьером и раствориться в нем, но она непостоянная субстанция: может расти за счет появления новых частей, захватывая все больше. Симбиоз человека и вещи: я даю скатерти «жизнь/развитие», она мне — иллюзорную «смерть/несуществование».
Лиза Губская
Работа — видеодокументация перформанса Лизы Губской, в котором процесс вязания становится эстетической попыткой выражения сложности внутреннего опыта и создания визуальной интерпретации связей материи памяти.
Через новый телесный опыт происходит переосмысление образов и смыслов. Вязание здесь становится метафорой изменяемости воспоминаний.
Лиза вяжет из остатков разных видов пряжи. Включение новых нитей отождествляется с изменчивостью и реконструкцией старых и новых связей, которые существуют в неконечной материи полотна.
Нити тянутся по снегу, путаются среди ветвей и кустарников. В условиях холода и ветра процесс вязания становится усилием во времени. Попытки движения и вплетения новых частей растягивают осознанность присутствия.
Собирательный образ бессознательного опыта, когда-то уже бывший целым, дополняется настоящим, новыми сплетениями.
Оля Емец и Мария Дубовская
Работа Оли Емец и Марии Дубовской представляет собой связанный вручную из синтетических нитей микромир. Здесь сочетаются природные текстуры разных сезонов и природных зон, могут легко соседствовать лишайники тундры, грибы средней полосы и тропические растения, а поверхность — сиять разноцветными огнями и петь. Растения, грибы, мхи и кораллы поглощают некогда существовавший мир, от которого осталась только часть железной дороги с мигающей стрелкой семафора. Это кусочек портативного оазиса, к которому можно прикоснуться.
Мы хотели создать пространство, где отражались бы наши интересы к загадочной природе, лесу, морю, естественным текстурам. Наша задумка — ковер-поляна, где соседствуют разные по цвету, текстуре и настроению области, ареалы обитания. В работе мы использовали синтетические и шерстяные клубки, нити разной толщины и мягкости. Полянка крепится на вязаное полотно из шнура, а гирлянда из светодиодов и светобокс спаяны вручную.
Мы задумывали наш ковер так, чтобы его можно было рассматривать, трогать, чтобы с ним хотелось взаимодействовать. Так и вышло. Получился ковер-полотно с неровными краями, с разными перемежающимися, перетекающими зонами. Растения, трава, грибы, мхи и кораллы поглощают некогда существовавшую тут цивилизацию, от которой осталась только часть железной дороги с мигающей стрелкой семафора.
Мы стремились к абстрактной визуализации, поэтому явных объектов мало. Есть ведьмин круг с грибами, ручей и коралл. Остальное оставляем на додумывание и ассоциации зрителей.
Виктория Дзина
Виктория Дзина видит мир, где все обладает определенным уровнем энергии, циркулирующей вовне и внутри.
Эта энергия может быть представлена в виде нитей или лучей. Она невидима, но ее присутствие можно почувствовать по эффектам, производимым ею с материей. В процессе создания проекта я наблюдала за собой, создающей сеть, что тянется от психического к физическому и обратно. Инсталляция представляет собой вписанное в пространство кружево, которое отражает переплетение видимого и невидимого.
В мире все обладает определенным уровнем энергии, которая циркулирует вовне и в нас самих. В процессе создания проекта я четко наблюдала, как создается сеть, как она тянется от материального мира к духовному, как она переплетает между собой осязаемое и абстрактное.
Даша Ефимова
Гербарий как метод, состоящий из неторопливой рутинной деятельности по сохранению хрупких воспоминаний, можно обнаружить в работе Даши Ефимовой. Используя вязанный из пряжи дневник как материальный носитель, она наполняет его растениями, связанными с личными историями. Некоторые страницы дополняются полароидными снимками и звуками, записанными в местах, где Даша видела растения. Навязчивое возвращение к ностальгическим деталям в различных формах репрезентации, основанное на желании удержать воспоминания, придать им материальность, становится ритуальным действием, словно пройти по дну бассейна со свечой, не погасив ее.
Проект — попытка передать разрозненные воспоминания через знакомые растения. Гербарий — как подход к жизни, неторопливое, очень бережное сохранение воспоминаний. Растения — как метафора разнообразия и хрупкости. Также важен символизм растений, но более дневниковый, символизм личных историй.
Тимофей Дударенко
Тимофей Дударенко практикует бесформенное вязание как отражение временной неспособности сформулировать свое высказывание, придать ему конкретность, четкую форму и почувствовать основания.
Эта работа представляет вязаное полотно, которое создает протез пугающей темной оболочки, одновременно защищающей от страха распада и исключающей из мира. Сенсорная депривация как механизм защиты. Вязаное полотно как протез тела, неспособность сформулировать себя, от этого пугающее бесформенное вязание.
Куратор
Светлана Шиланкова
Участники
Саша Вастержинская, Лиза Губская, Виктория Дзина, Мария Дубовская, Тимофей Дударенко, Оля Елец, Даша Ефимова, Настя Морозова