Easy: танец в процессе создания

Дата:
с 17 мая 2023
16+

Серия показов незавершенных хореографических работ как повод для разговора авторов со зрителями и возможность увидеть произведения в процессе создания.

В новом проекте Дома культуры «ГЭС-2» самые разные хореографы покажут перформансы, суть которых точнее всего было бы определить как work-in-progress. Эти предпоказы, первые версии, эскизы будущих работ представлены в максимально естественном, неформальном контексте: не на сцене, а на Центральной платформе, где их сможет посмотреть любой посетитель «ГЭС-2», а затем обсудить увиденное с авторами и медиаторами Дома культуры.

Абстрактное изображение с надписями "emotions", "desire", "feelings", "diversity" и другими
Иллюстрация: Антон Бунденко

Эскиз может значительно отличаться от готового произведения. Часто это собрание отдельных фрагментов удачно найденного на репетициях материала, который еще только предстоит оформить и собрать в спектакль. Называя эту серию Easy, мы предлагаем и хореографам, и зрителям воспринимать увиденное в первую очередь как ситуацию для живого наблюдения и общения. Какие проблемы и идеи занимают сегодня художников современного танца в Москве и за ее пределами? Какие образы и способы их передачи они находят, чтобы говорить на интересующие их темы?

Проект дополняют коллажи художника Антона Бунденко, создаваемые им с использованием нейросети специально к каждому показу. Антон берет за основу идеи, ассоциации, фотографии, изображения и другие материалы, присланные хореографами, — и добавляет к восприятию перформанса еще один насыщенный образами слой.

Куратор
Анастасия Прошутинская — куратор танцевальной программы «ГЭС-2»

Татьяна Чижикова

Дата: 17 мая 2023
Время: 19:00–20:20
16+

Серию «Easy: танец в процессе создания» открывает хореограф и перформер Татьяна Чижикова. Ее работы всегда лаконичны по форме и полны сложными эмоциями, они говорят со зрителем напрямую, создавая общее актуальное переживание. В новом сольном перформансе особое внимание обращено на детали движения и работу с предметом.

Абстрактное изображение с извивающимися телами
Иллюстрация: Антон Бунденко
В качестве партнера я выбрала сухую палку — длинную ветку бывшего дерева. Это метафора моих размышлений о корнях и оторванности от них. Изначально я преклонялась перед способностью держаться корнями за землю и прорастать в нее, которая когда-то была у этой ветки. Но в процессе практики появилась и противоположная мысль: сухая палка больше никогда не наполнится жизнью. Я чувствовала ее хрупкость, негибкость: она всей своей сущностью сообщала, что любая сила сломает ее. В нашем с ней дуэте я почувствовала живой именно себя, ощутила свою способность меняться, ощущать, видеть, выбирать. Я и есть корень — тот, от которого пойдут побеги.

— Татьяна Чижикова

Обсуждение со зрителями ведут медиаторы Дома культуры «ГЭС-2» Настя Былинкина и Катерина Ляйнен.

Татьяна Чижикова — танцовщица, хореограф и преподаватель современного танца. Выпускница Московского хореографического лицея по специальности «Артист балета» и Московской государственной академии хореографии по специальности «Искусство хореографа». Участница образовательной программы СОТА. Победительница конкурса [8:tension] фестиваля ImPulsTanz (Вена, 2019) со своим перформансом «Время от времени». Лауреат театральной премии «Золотая Маска» (2020) за спектакль «Ударница». Живет и работает в Москве.

Анастасия Ребкало

Дата: 21 июн 2023
Время: 19:00–20:30
16+

Танцхудожнице Анастасии Ребкало интересна хореография текста и даже хореография юмора. Она изучает их через современные формы социальности — например, обмен мемами, повторение движений в TikTok, стендап. В новом перформансе Анастасия примеряет на себя роль оратора, проповедника Современного Танца, который всем телом включается в свою речь и ожидает такого же ответа от слушателей.

Девушка в окружении абстрактных изображений развела руки в стороны и смотрит в левый верхний угол
Иллюстрация: Антон Бунденко
Принято считать, что говорят в театре, а в танце — нет. Но я в своей практике много работаю со словом! С 2020 года веду телеграм-канал — пространство мемов про современный танец. У меня есть перформанс «Стендап-стенд-арт-практики», в котором я помещаю себя в жанр стендапа, чтобы с его помощью разобраться в устоявшихся представлениях о современной хореографии. Говорить публично — это очень телесный акт, подразумевающий внимание к своей позе, тонусу, жестам. Но и текст может быть понят как танец. В новом проекте я хочу углубиться в свой интерес к телесности говорения и перформативности контакта со слушателями — и попробовать с помощью текста создать общий, максимально открытый танец.

— Анастасия Ребкало

Обсуждение со зрителями ведут медиаторы Дома культуры «ГЭС-2» Вера Замыслова и Карина Чернышёва.

Анастасия Ребкало — танцхудожница, танцдраматург, перформер и хореограф. Окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой по специальности «Искусство балетмейстера», а также магистерскую программу «Художественные практики современного танца». Автор исследовательского проекта про современный танец и искусство @perfpaket в Telegram. Участница резиденций в Доме Радио ​​(Санкт-Петербург) и на арт-площадке СТАНЦИЯ (Кострома). Ее работы были представлены на Новой сцене Александринского театра и в студии перформативных искусств «Сдвиг» (Санкт-Петербург), на театральной площадке MOÑ (Казань), фестивале-лаборатории «ЗDВИГ» (Киров) и т.д. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Никита Чумаков

Дата: 4 июл 2023
Время: 19:00–20:00
16+

Хореограф Никита Чумаков пригласил к участию в своем проекте композитора и артистов танцевальной труппы Воронежского Камерного театра. Вместе они задаются вопросом, возможно ли с помощью одного лишь танца обсуждать сложные темы, волнующие современное общество, — причем так, чтобы танец оставался танцем и ничем другим. Чтобы неподготовленный зритель, увидев работу, сразу сказал: «Да, безусловно, эти люди сейчас танцуют».

Иллюстрация: Антон Бунденко
Мы решили обратиться к историко-бытовым танцам, которые уже выделились из народного фольклора и приобрели форму, но еще не потеряли своей духовной живости. Они активно менялись и усложнялись, в итоге превратившись в балет, — но если бы историко-бытовой танец продолжил самостоятельно развиваться, как он выглядел бы в наше время? Этот вопрос подтолкнул нас к созданию перформанса-сюиты, в которую вошли сарабанда, аллеманда, куранта, жига, менуэт и экспериментальный танец-ария. Мы попробовали усложнить и развить их, отталкиваясь от опыта настоящего времени.

— Никита Чумаков

Обсуждение со зрителями ведут медиаторы Дома культуры «ГЭС-2» Вася Еленкин и Катерина Ляйнен.

Никита Чумаков — хореограф, перформер. Окончил Воронежское государственное хореографическое училище и школу современного танца P.A.R.T.S. (Брюссель). Участвовал в проектах хореографов Синди ван Акер, Ксавье ле Роя и Мартина Спанберга. Как хореограф-постановщик работал с курсом Юрия Муравицкого в Московской школе нового кино. Автор перформанса «ОбрядРейв» на фестивале Osten-Saken Off-Stage (Немешаево, Украина, 2017) и спектакля Antigone (Нюрнберг, 2017). Хореограф спектаклей «Парасомнии» (2018) в Электротеатре Станиславский, «Двенадцатая ночь, или Как угодно» (2020) и «Тайные виды на гору Фудзи» (2021) в Никитинском театре (Воронеж). Его миниатюра «Мальчик в трамвае» в спектакле «Танцуем Мандельштама» (2020) Воронежского Камерного театра вошла в лонг-лист премии «Золотая Маска». Живет и работает в Воронеже.

Танцовщики
Николай Гаврилин, Ксения Николаева, Игорь Прудской, Ольга Рыжкова, Ульяна Чепурина, Виталий Шилов

Композитор
Ярослав Борисов

Александр Козин

Дата: 29 авг 2023
Время: 19:00
16+

Хореограф Александр Козин основным инструментом своего исследования выбрал практику контактной импровизации, в которой два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный телесный диалог. В контактной импровизации есть место атлетичности, рискованности, животности, но также деликатности и чуткости в партнерстве. Вместе с ним в проекте участвует Андрей Зеленов, совмещающий навыки импровизации с боевыми техниками, а также музыканты — электрогитарист Илья Егоров и Александр Леонов, исполняющий песни русского Севера.

Два старика в танце, у одного электрогитара в руке
Иллюстрация: Антон Бунденко
Может показаться, что два танцора бросаются друг на друга в ярости и безрассудстве. Но мы замечаем, что они улыбаются, испытывая радость от взаимодействия, от ловкого выхода из неожиданной ситуации. Это их способ коммуникации — найти баланс, почувствовать свой вес и вес партнера, общую точку опоры, точку соприкосновения. Придуманная в 1970-х хореографом Стивом Пэкстоном на основе боевых искусств, Контактная Импровизация — это именно танец. Через эту практику мне интересно обратиться к проявлению маскулинности в танце, в движении, в физическом взаимодействии. Как ее возникновение меняет пространство? Какой ответ она рождает в зрителе? Можем ли мы сегодня наблюдать ее без ужаса, без тревоги о возможных последствиях? Можем ли мы найти для нее более глубокую и живую опору, чем сложившиеся представления о гендере силы и соперничества?

— Александр Козин

Обсуждение со зрителями ведут медиаторы Дома культуры «ГЭС-2» Настя Былинкина и Вася Еленкин.

Александр Козин — танцовщик, хореограф, перформер, педагог контактной импровизации и современного танца и театральный продюсер. Живет и работает в Петрозаводске. Свое образование в области движения начал в секции легкой атлетики, а продолжил изучением традиционных танцев — в театре фольклора «Крууга» (Петрозаводск), а также обучаясь в Польше, Германии и США. В 2012 году обратился к современному танцу. Как хореограф и режиссер по пластике участвовал в создании более 20 спектаклей в театрах России и за рубежом. Организатор лабораторий, мастер-классов, показов работ современного танца в Петрозаводске с участием европейских и российских хореографов.

Перформеры
Александр Козин, Андрей Зеленов

Композитор
Александр Леонов, Илья Егоров

Андрей Петрушенков, Ларан, Семен Дадонов

Дата: 26 сен 2023
Время: 19:00
16+

На одной сцене одновременно показывают свои соло три танцовщика — Андрей Петрушенков, Ларан и Семен Дадонов. Они готовили работы независимо друг от друга, и то, как эти соло соберутся вместе, остается для них сюрпризом.

Три человека в белом идут в разные стороны на белой площадке
Иллюстрация: Антон Бунденко
Мы захотели сделать работу втроем — о связях между нами, о передаче и сохранении общей энергии, о способах найти общий язык. Но в итоге все, о чем мы успели договориться, — время и место встречи, где сможем параллельно показать то, что каждому из нас сейчас интересно. В современной жизни происходит много всего сразу, разные вещи требуют внимания одновременно, их сложно разграничивать, и каждый человек доволен, если получается сделать сразу три дела. Кажется, что-то подобное в итоге может случиться в нашем «месте встречи». И есть надежда, что в этой удобной обособленности смогут родиться моменты объединения, возникновения связей и общей энергии.

— Андрей Петрушенков

Обсуждение со зрителями ведут медиаторы Дома культуры «ГЭС-2» Вася Еленкин и Татьяна Мельникова.

Андрей Петрушенков
Хореограф, танцовщик, перформер, педагог современного танца. Артист, хореограф и композитор проектов фестиваля Context. Diana Vishneva. С 2018 по 2022 год работал в «Гоголь-центре» в спектаклях Кирилла Серебренникова «Барокко», «Машина Мюллер», Outside и «Черный монах». Участвовал в спектаклях «Остров» и «Рабочий и колхозница» Евгения Кулагина и Ивана Естегнеева. Автор музыки к спектаклям современного танца «Явь» Анны Щеклеиной, «Туберпат» Ксении Бурмистровой, «Проявленность» Галины Грачевой и Ивана Сачкова и другим.

Ларан
Перформер, хореограф, музыкальный продюсер. Участник танцевальной компании «Фарфор». Обладатель награды Best Fashion Dance международного фестиваля кино о моде La Jolla (США, 2020). Участник Международного хореографического конкурса в Ганновере (Германия) и фестивалей MasDanza24 и Danzad, Danzad Malditos (Испания). Принимал участие в спектакле «Черный монах» Кирилла Серебренникова (2022).

Семен Дадонов
Хореограф, перформер, танцовщик экспериментального и современного танца. Участник фестивалей экспериментального танца «Ключи» (2018, 2020, 2021) и Poezda (2023).

Хореография и перформанс

Андрей Петрушенков, Ларан, Семен Дадонов

Звук

Ларан, Андрей Петрушенков