V
A
C
V
A
C

Con tempo. Конференция сообщества танцующих в «ГЭС-2»

Двухдневная конференция сообщества, которое сформировалось вокруг регулярных занятий современным танцем и перформансом, проходящих в Доме культуры «ГЭС-2».

С марта 2022 года в Доме культуры проходят классы Contemporary dance с хореографами и танцхудожниками. В рамках этой программы образовалось сообщество увлеченных людей — профессионалов и новичков, которые практикуют, обсуждают, осмысляют и исследуют танец в современной культуре и повседневности. 3 и 4 декабря «ГЭС-2» станет площадкой для их встречи, на которой участники затронут различные аспекты развития современного танца в России.

Стоп кадры из видео Анны Веселовой

Темы, затрагиваемые на конференции, тесно связаны с регулярными занятиями сообщества: почему нам интересен современный танец и как его смотреть? Какие понятия используются в его описании? Какова связь танца с городом и архитектурой?

В программу входят перформативные лекции, дискуссии, открытое пространство для импровизации, отдыха и другой совместной деятельности, воркшопы и показы проектов, которые участники Contemporary dance в «ГЭС-2» разрабатывают на данный момент.

Куратор
Галина Луппо

Рабочая группа
Эльза Абдулхакова, Анастасия Аникина, Полина Котикова, Анастасия Куклина, Мария Маркина, Кристина Петрова, Павел Плеханов, Герман Строганов

Координатор
Анастасия Гвоздева

Программа

Комьюнити-рум.
Открытое пространство для совместных практик

Когда: 3, 4 дек
Где: Галереи 2-го этажа

Программа пространства включает в себя утренние и вечерние воркшопы, а также предлагает свободное время для самостоятельной практики днем.

Программа комьюнити-рума

Открытое модерируемое пространство для совместных телесных практик и отдыха всех желающих

3 дек, 13:30–19:00; 4 дек, 14:30–19:00

Здесь можно двигаться, танцевать, лежать, читать книги, слушать музыку в наушниках и просто отдыхать.

Телесно-двигательная разминка

3 дек, 12:00–13:30

Практики коллективной импровизации, напоминающие веселые детские игры, с танцовщицей и перформеркой Полиной Котиковой.

Ведущая

Полина Котикова
Перформерка, современная танцовщица. Окончила актерскую лабораторию в Gogol School и Лабораторию пластического театра под руководством Родиона Барышева. Перформер в труппе «Аппарат.театр». Исследует реакции людей на свободный танец в публичных пространствах.

Поток, движение, звук

3 дек, 19:30–21:30

Коллективная импровизация с хореографом Татьяной Чижиковой и композитором Романом Кутновым. Вместе с ведущими мы будем контактировать с окружающей средой, исследуем свои физические реакции на нее и то, как телесные ощущения связаны со звуком, а также узнаем, как взаимодействовать с другими участниками, оставляя при этом пространство для собственного вдохновения.

Ведущие

Татьяна Чижикова
Танцовщица, хореограф и преподаватель современного танца. Участник образовательной программы СОТА. Победитель конкурса [8:tension] фестиваля ImPulsTanz-2019 в Вене со своим перформансом «Время от времени» (2019), лауреат театральной премии «Золотая Маска» 2020 года. Участвовала в проекте V–A–C «Расширение пространства. Из центра».

Роман Кутнов
Музыĸант, продюсер, саунд-художниĸ. Автор музыĸи ĸ многочисленным перформансам, спеĸтаĸлям, мультимедийным инсталляциям и видеоработам. Участниĸ Мосĸовсĸого сĸретч-орĸестра. В 2017 году основал проеĸт Corell, посвященный эмбиентной и эĸспериментальной элеĸтронной музыĸе.

Не о чем мечтать.
Перформативная практика Эльзы Абдулхаковой

4 дек, 12:30–14:30

Участники прислушаются к своим телесным ощущениям и попробуют медитативные техники, близкие к ритуалу. Мы сфокусируемся на текущем моменте и тотальном принятии. Ведущая предложит несколько партитур к исполнению, фоном для которых станет эмбиент, подготовленный саунд-художницей Евгенией Фоминой специально для практики.

Ведущая

Эльза Абдулхакова
Художник и куратор. Развивает проект о телесности Лаборатория движения «6 квадратных метров». Куратор и участник Основного проекта VII Московской международной биеннале молодого искусства. Была номинирована на премию «Инновация-2021» как куратор года за проект forbidden body language.

Звук

Евгения Фомина
Вокалистка, саунд-художница, исследовательница звука, автор. Солист театра голоса «Ла Гол» (художественный руководитель — Наталия Пшеничникова), солист и куратор проекта «Хор исполнения желаний», участник мультидисциплинарного проекта IMCONDACTED.

Воркшоп Татьяны Гордеевой по танцдраматургии

4 дек, 19:30–21:30

Воркшоп для художников и хореографов посвящен анализу практики танцхудожника. Мы рассмотрим принципы художественного исследования и взаимодействия его участников, а также использование междисциплинарных методов накопления материала для создания собственных работ.

С точки зрения танцевальной драматургии наиболее важным является анализ практики танцхудожника: какими методами работы мы располагаем для создания художественного материала, как мы их выбираем, что для нас особенно ценно в коммуникации между зрителем и исполнителем и где для нас проходит граница незнания. Как создать объемное сообщение, главным художественным средством которого является тело?

— Татьяна Гордеева

Ведущая

Татьяна Гордеева
Танцхудожник, практикующий хореограф, преподаватель, танцдраматург, куратор магистерской программы «Художественные практики современного танца» в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, кандидат искусствоведения. Художественная практика включает в себя интердисциплинарное сотрудничество: творческий дуэт с драматургом Екатериной Бондаренко (проекты «Пятна леопарда», «Остановка зимним вечером у леса», «Вас судят не за это», «Профессионал»), а также участие с экофилософом Игорем Польским в выставке «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях» (танцперформанс «Кукурузная азбука», Дом культуры «ГЭС-2», при содействии фонда V–A–C, 2022).

Как смотреть современный танец?
Дискуссия

Когда: 3 дек, 14:00–16:00
Где: Центральная платформа

Современный танец можно смотреть по-разному — приглашаем участников к совместному размышлению над этим вопросом. Центральным приемом для дискуссии выбрана «модификация танцевального оракула» — практика американской танцхудожницы Дженнифер Лэйси, разработанная на основе интерпретационных систем: гадание по книге, чтение Таро и многие другие. По задумке автора, участники задают вопрос интерпретатору, а перформеры танцуют оракул — зашифрованное послание, используемое как ключ к ответу интерпретатора. Оракул не обращает внимание на вопрос, но действует с осознанием того, что его танец, имеющий скрытый смысл, «читают». В форме гадания мы попробуем получить те знания и навыки чувственного восприятия, которые помогут лучше понимать современный танец.

Ведущие

Татьяна Гордеева
Танцхудожник, практикующий хореограф, преподаватель, танцдраматург, куратор магистерской программы «Художественные практики современного танца» в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, кандидат искусствоведения. Художественная практика включает в себя интердисциплинарное сотрудничество: творческий дуэт с драматургом Екатериной Бондаренко (проекты «Пятна леопарда», «Остановка зимним вечером у леса», «Вас судят не за это», «Профессионал»), а также участие с экофилософом Игорем Польским в выставке «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях» (танцперформанс «Кукурузная азбука», Дом культуры «ГЭС-2», при содействии фонда V–A–C, 2022).

Полина Котикова
Перформерка, современная танцовщица. Окончила актерскую лабораторию в Gogol School и Лабораторию пластического театра под руководством Родиона Барышева. Перформер в труппе «Аппарат.театр». Исследует реакции людей на свободный танец в публичных пространствах.

Павел Плеханов
Практикующий художник, работает с танцем и звуком. В настоящее время — студент института «База».

Практический воркшоп по тифлокомментированию современного танца: поиск описательного языка для пластики

Когда: 3 дек, 17:00–20:00
Где: Центральная платформа

Если вам интересно словесное описание танца и движения, приглашаем вас на воркшоп, в ходе которого мы узнаем об основных принципах тифлокомментирования — лаконичного описания визуальной информации (пространства, предметов, действий, в том числе — танца) для слепых, а также подвигаемся сами и интерпретируем движения других участников.

Воркшоп проведут художницы Передвижной лаборатории любительского тифлокомментирования (ПЛЛТ), среди которых две зрячие и две слепые участницы.

Ведущие

Надежда Василенко
Потеряла зрение в возрасте 15 лет. До этого активно занималась рисованием и написанием стихов. Окончила МГППУ по направлению «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Работает специалистом по доступной среде во Всероссийском обществе слепых. После потери зрения заниматься творчеством не бросила. Проводила экскурсии в музее «Гараж», разработала карту доступности для сайта музея.

Татьяна Власенко
Парфюмерный стилист, интердисциплинарная художница (перформанс, танцы, ольфакторное направление, движение). Потеряла зрение в 22 года. Проходила курсы повышения квалификации по психологии («Эффективные коммуникативные стратегии», «Восприятие и проявление эмоций», «Психология голоса», «Изучение типов личности», «Навыки самопрезентации»). Участница проекта «Танцы в темноте».

Надежда Ишкиняева
Междисциплинарная художница, работающая с темами инвалидности и труда. Окончила РГПУ имени А. И. Герцена, училась в Школе Вовлеченного Искусства. Педагог и волонтер в психоневрологическом интернате. Работает с темой художественного тифлокомментария. Победительница грантовой программы музея «Гараж» 2021–2022 года. Победительница в номинации «Лучший фильм» на фестивале «Горький fest».

Галина Луппо
Кураторка программ городской интеграции Дома культуры «ГЭС-2», перформерка, художница. Участница лабораторий «племя которое я» совместно с Центром лечебной педагогики (Псков), лаборатории «клуб анонимно танцующих», фестиваля «АртФемФест» и других. Работает с тифлокомментированием как со способом коммуникации, включенным в повседневную жизнь.

Основные понятия современного танца простыми словами.
Воркшоп

Когда: 3 дек, 15:00–17:00
Где: Галереи 2-го этажа

Воркшоп затронет распространенные понятия, используемые хореографами при объяснении типов и принципов современного танца и движения, такие как «соматика», «заземление», «дроп», embodiment (англ. «воплощение») и многие другие.

Разбирать термины участники будут на практике, в ходе которой попробуют воспроизвести каждый из них в движении. По итогу мы запишем все возникшие у нас определения и на их основе создадим методичку — перечень основных понятий, используемых в сообществе.

Ведущие

Настя Аникина
Исследователь и практик современного танца, перформер, филолог. Исследует взаимосвязь танца и текста. Участница проектов «Гоголь-центра», DialogLab, «ГРАУНД Солянки», фестивалей «Архстояние» и «Человек мира».

Кристина Петрова
Танцхудожница, хореограф, перформер, преподавательница современного танца. Представляла свои работы на фестивале русского искусства Karussell в Дрездене, на фестивале OPEN LOOK (Новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербург), в Новом Пространстве Театра Наций, Культурном центре ЗИЛ, резиденции Lake Studios Berlin, на фестивале The Room of Eyes (Берлин), в Электротеатре Станиславский.

Павел Плеханов
Практикующий художник, работает с танцем, инсталляцией и звуком. В настоящее время — студент института «База». С 2011 года танцует хип-хоп и с 2018-го — contemporary dance. Заинтересован в поиске сходств и различий между этими видами танца. Занимается полевыми записями и создает композиции, дополняя их электронным звуком. Создатель проекта Soundwalk (25-минутная прогулка в наушниках, включающая в себя телесные и перформативные практики).

Эхо.
Перформативная прогулка и воркшоп Павла Плеханова

Когда: 3 дек, 20:00–21:30
Где: Галереи 2-го этажа

В ходе прогулки по Дому культуры «ГЭС-2» мы отыщем звуки, откликающиеся в теле, и сделаем полевые записи, которые лягут в основу музыкальной композиции. Ведущий и участники предложат телесные решения для будущего танца, после чего мы переместимся в отдельное пространство. Там мы попробуем вспомнить свои ощущения, возникшие во время прогулки, отразить их в телесных партитурах и станцевать под получившийся трек.

Истории современного танца: между прошлым и будущим. Как хореографы меняли современность.
Перформативная лекция

Когда: 4 дек, 14:00–15:30
Где: Центральная платформа

Слушатели узнают, кто и как менял историю танца, привнося в него новые идеи и оспаривая уже существующие.

Ведущая

Кристина Петрова
Танцхудожница, хореограф, перформер, преподавательница современного танца. Представляла свои работы на фестивале русского искусства Karussell в Дрездене, на фестивале OPEN LOOK (Новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербург), в Новом Пространстве Театра Наций, Культурном центре ЗИЛ, резиденции Lake Studios Berlin, на фестивале The Room of Eyes (Берлин), в Электротеатре Станиславский.

Что такое перформативность?
Лекция-практика

Когда: 4 дек, 16:00–17:30
Где: Центральная платформа

В ходе лекции мы поговорим о том, что такое перформативность в искусстве и танце, а также узнаем, как художественная и танцевальная практики способствуют исцелению и помогают выразить наши проблемы.

Ведущий

Герман Строганов
Хореограф, перформер, художник. Представлял свои работы в Галерее А3 и Галерее на Солянке, Культурном центре ЗИЛ, Центре имени Мейерхольда, на VII Московской международной биеннале молодого искусства в Музее Москвы и на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург). Ставил хореографию для фестиваля «Курсив» (Казань). Проводит мастер-классы «Текучесть/водность в период турбулентности».

Гриб.
Партисипаторный перформанс Кристины Петровой

Когда: 4 дек, 18:00–19:00
Где: Центральная платформа

Связь между людьми и способы распространения информации похожи на систему, живущую по своим законам, — живой организм, напоминающий грибницу. Перформанс исследует, как он развивается и может ли быть однородным, а также как меняется система под воздействием одного или нескольких индивидов.

Ведущая

Кристина Петрова
Танцхудожница, хореограф, перформер, преподавательница современного танца. Представляла свои работы на фестивале русского искусства Karussell в Дрездене, на фестивале OPEN LOOK (Новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербург), в Новом Пространстве Театра Наций, Культурном центре ЗИЛ, резиденции Lake Studios Berlin, на фестивале The Room of Eyes (Берлин), в Электротеатре Станиславский.

Движение в городском пространстве.
Дискуссия о взаимоотношениях движения и пространства и их влиянии на среду и общество

Когда: 4 дек, 19:00–21:00
Где: Центральная платформа

Танец и архитектуру объединяют не только схожие художественные методы, но и пространство, с которым работают оба этих вида искусства. Почему у них так много общего и как они развиваются и воздействуют друг на друга? Как окружающая среда влияет на наши движения и могут ли они изменить пространство и его восприятие? Что такое архитектура взаимодействия?

Участники дискуссии — практики современного танца и архитекторы.

Участники

Banzay
Российский танцовщик (перформер), педагог, хореограф современного танца. Banzay отличает его неповторимый стиль, сформированный в результате профессионального владения восточными единоборствами (тхэквондо) и развития в различных танцевальных направлениях: от классического и народного танца до street dance. Создатель танцевальной компании «Фарфор».

Александр Острогорский
Журналист, архитектурный критик, преподаватель.

Даша Плохова
Независимая художница танца, преподавательница современного танца и танцовщица. Учредительница танцевального кооператива «Айседорино горе» (isadorino-gore.com). С 2013-го ведет в Культурном центре ЗИЛ Мастерскую танца и перформанса, где разрабатывает актуальные методы преподавания для детей и взрослых. Делает независимые постановки. Последняя — танцевальный перформанс «От двух до пяти» (2022).

Екатерина Стегний
Танцхудожница, хореограф, педагог, исследователь танца, автор и куратор ежегодной летней программы «Художник современного танца на практике». Номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска» 2020 года в составе спектакля «Версия Чайки». Участвует в фестивалях, конференциях в поле современного танца, ведет и инициирует художественные лаборатории, сотрудничает с драматическими театрами и оперными проектами.

Герман Строганов
Хореограф, перформер, художник. Представлял свои работы в галереях «А3» и Галерее на Солянке, Культурном центре ЗИЛ, Центре им. Вс. Мейерхольда, на VII Московской международной биеннале молодого искусства в Музее Москвы и на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург). Ставил хореографию для фестиваля «Курсив» (Казань). Создает перформансы, проводит мастер-классы «Текучесть/водность в период турбулентности».

Модератор

Анастасия Куклина

Critters*. Показ работы Германа Строганова

Когда: 4 дек, 20:30–21:30
Где: Галереи 2-го этажа

Соло-перформанс Critters в формате work in progress (промежуточного показа) — это компиляция разных теорий, личных состояний и пробы, каким может быть современный танец сегодня.

Соло-вымысел о теле подземного водоема — первобытная материя, правещество, из которого рождается все сущее и куда оно должно вернуться. Рождение тела, которого еще не было в моем мире нормы и возможностей, — нового тела, имеющего свободу и выбор, плавно меняющегося, перетекаемого, способного подстраиваться под новые реалии жизни, обладающего необходимыми инструментами для насыщенной и полноценной жизни, качествами находчивости, мобильности и смелости.

— Герман Строганов

Автор и ведущий

Герман Строганов
Хореограф, перформер, художник. Представлял свои работы в Галерее А3 и Галерее на Солянке, Культурном центре ЗИЛ, Центре имени Мейерхольда, на VII Московской международной биеннале молодого искусства в Музее Москвы и на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург). Ставил хореографию для фестиваля «Курсив» (Казань). Проводит мастер-классы «Текучесть/водность в период турбулентности».

* Твари