Сайт VAC

Творческая группа начала формироваться в октябре 2021 года, когда на базе галереи «Измайлово» прошла первая встреча-знакомство с кураторами фонда V–A–C, художником Романом Минаевым и концепцией проекта «В этом доме живет и работает». На собрание пришло множество местных жителей, интересующихся искусством, в том числе из других районов Москвы.

T

Чтобы присоединиться к лаборатории, присылайте заявку
на community@v-a-c.org

События 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

После создания чата группы и первых экскурсий в мастерские художников численность группы стала активно расти. Прогулки участников Лаборатории становились все более массовыми и превратились в заметное явление на улицах района. Костяк творческой группы активно включился в работу над презентацией результатов исследования, предлагал свои идеи финального события, верстки материалов и дизайна выставочного пространства.

Художник текущего проекта

Наташа Коробка — родилась в 1987 году, училась в магистратуре Дальневосточного федерального университета по направлению «История искусств». Области художественных интересов — творческая самоорганизация в городском пространстве, проектирование событий, переработка отходов и работа со вторсырьем. Автор и соавтор нескольких десятков выставочных проектов в Москве, Владивостоке, Хабаровске и других городах России. Участница первого проекта Лаборатория событий Дома культуры «ГЭС-2» на базе галереи «Измайлово».

Участники

Никита Ермолаев — меловод, картошка.

Приятно и тяжело на самом деле писать и вспоминать о том крутом безумии, что происходило в июле... Это выглядело таким далеким и туманным, таким близким и большим, что сложно что-то вычленять. Мне кажется, финальное событие заслонило собой все остальное: это был какой-то медитативный акт погружения в прошлое Измайлова, в ощущение привязанности и любви к этому месту, к детству — на этих батутах, у кинотеатров... Все сохраняется в какой-то меловой линии...

Хотелось бы больше конкретики при планировании событий и элементов праздника, но у Наташи, как будто, было прекрасное понимание происходящего. Я думаю, это самое главное. Спасибо всем, кто был.

Евгения Зубченко

Очень интересный, живой проект. Хотя я посетила не так много встреч, впечатлений осталась масса. Мне как жительнице Измайлово было интересно дрейфовать по родному району и обнаруживать места, о которых раньше никогда даже не слышала. В качестве примеров могу привести заброшенный Дом культуры рядом с метро «Первомайская» или руины ресторана «Лето» в Измайловском парке.

Идея создать серию художественных высказываний о «потерянных» общественных пространствах показалась мне весьма любопытной и, как мне кажется, в итоге была реализована. Участники проекта перемещались по району, изучали его, находили предметы, которые ассоциировались с местом, и создавали из них объекты. Еще было много звуков и шумов, записанных здесь же, в Измайлово... В итоге каждый стал художником, вступил в диалог с местной средой и создал свое отдельное высказывание.

Еще подобный проект — хорошая возможность для местных жителей, которые склонны к творчеству и интересуются искусством, познакомиться и начать что-то делать вместе. Что, по-моему, прекрасно.

Спасибо за то, что дали возможность поучаствовать! Надеюсь, это не последний проект в Измайлово.

Мира Ики — самобытный художник, стилист, модель.

...

и вот мы куда-то бежим,

словно озорные кролики, совершая свои детские шалости

замедлись, постой, созерцай.

какие ощущения уловимы.

что за фасадом, а что остается между строк?

каждый ощущает свои оттенки, но мы рядом.

прошлое и будущее каждого — лишь история.

гость ты на один день или постоянный участник — здесь атмосфера тотального принятия.

Павел Плеханов

Мне очень нравятся минималисты своей любовью к повторению и поиску рандомности в звучании. Вот этот поиск и прогнозирование рандомности мне больше всего понравились внутри «Лаборатории событий». Возможно, я бы даже назвал ее «Лабораторией случайных событий». Случайными они, конечно, были не потому, что Наташа Коробка не знала, что с нами всеми делать, а потому что, как мне кажется, она тоже любит пространство для маневра. И понимает, как важно дать случайности возможность случиться.

Вот так, будто бы случайно, мы и пришли в финальный день Лаборатории с мелками, аудиоколонкой и «духом Измайлово». Что, конечно же, было тонко срежиссировано Наташей, но без прямого сценария. Этим мне и полюбилась Лаборатория.

Отдельно хочется сказать, что был рад оказаться в районе, где когда-то жил, и исследовать его на другом уровне — уже как художник.

Павлина Поспелова

Перформансье, богиня русской идентичности, а еще организую выставки и лекции по современному искусству на бесплатных площадках, ибо, как было написано на стяге одной из винзаводовских работ, «ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ! (Москвы и Санкт-Петербурга)». Занесло меня в «Лабораторию событий» благодаря Наташе Коробке: у нас есть общие знакомые из коммуны «Землянка», которая раньше находилась в Измайлово. Полгода никак не могла застать Наташу ни на одном из общих мероприятий, но однажды она просто написала мне в личку и пригласила к ним, а потом предложила и общее что-то реализовать. Мы сделали Приговские чтения (обожаю его и как поэта, и как художника!), которые потом перетекли в шумовой перформанс.

Наташа вообще такой человек, рядом с которым хочется творить. Я придумала называть ее поситуационистом, ибо она вдохновляет создавать искусство не запланированное, а по наитию (так, на мой нескромный взгляд, и должно быть). Чтения я считаю одним из важнейших событий лета, потому что они вдохновили меня делать подобные проекты и дальше.

Один мой друг сказал, что сам Пригов не одобрил бы чтений, названных его именем, потому что это институциализация и вообще бюрократизация концептуализма (хотя, справедливости ради, Пригова уже давно институциализировали). Но вышло совсем не так, вышло невероятно чудесно. Мы читали всех, кого хотели, не только Дмитрия Александровича, а когда весь этот сумбур начал потихоньку перетекать в литературный рэп, стали накладывать на него бит, выстукивая его по жирнющему сборнику приговских стихов и добавляя другие звуки, которые извлекали из арт-объектов, сделанных на предыдущих собраниях Лаборатории. Это ли не панковский дух маргинального искусства?

В общем, спасибо Наташе за то, что дала возможность все это прочувствовать, Гале — что организовала. Клином поситуационизма бей бытовое понимание искусства!

Елена Сакирко

Мы шли на карбасе по северной реке, а дома, в Измайлово, Наташа Коробка начала исследовать район. Пока мы уходили все дальше к морю, они вместе с другими художниками каждую субботу наблюдали, искали, молчали, пели, собирали дух Измайлово. Когда в дороге появлялась связь, я смотрела картинки, читала чат и видела знакомое пространство, замеченное другими, детали, лица, впечатления... И мой путь по реке соединялся с домом, пока мы уходили все дальше, чтобы вернуться.

На Лаборатории мы пошутили, что на мгновенной выставке в финале будем меняться авторством работ. А я как будто уже присвоила чужие прогулки и находки, представила, как час молчу перед мольбертом на пустыре-поле, где когда-то был Черкизовский рынок, как гуляю по заброшенному ДК в пяти минутах от моего дома, нахожу старые новые вещи на «царских» помойках и спонтанно записываю свой голос в студии, проговаривая подслушанные звуки и забытые стихи. Мимо нас проплывали огромные северные дома — хранилища старых вещей и историй, звучали песни в местных ДК, мы молчали посреди поля, где когда-то стоял колхоз, была школа и пекарня... Все это собирается во мне и движется дальше. А на нашей (не)опере на помойке на мне было платье-дерево с корнями-оберегами и кулон-тарелка.



Прошлый проект

Художник

Роман Минаев — художник, куратор, преподаватель. Области интересов — генеративное искусство, неодадаизм, художественные практики, ориентированные на взаимодействие с сообществами. Изучал печатную графику в Академии Мутезиус в Киле (Германия), синологию в Кильском университете имени Христиана Альбрехта, китайскую каллиграфию в Китайской академии искусств. Магистр Берлинского университета искусств. Преподавал в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко, Российском государственном гуманитарном университете, Открытой школе МедиаАртЛаб, школе «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства, Академии Мутезиус в Киле. Курировал ряд выставок, в том числе в Московском музее современного искусства, Мультимедиа Арт Музее, Центральном выставочном зале «Манеж», Государственном центре современного искусства.

Евгения Зубченко

Я журналист, фотограф. До 2013 года работала корреспондентом отдела политики и экономики в общественно-политических СМИ. В 2013-м была координатором специального проекта «Гуслица: Дом культуры» на 5-й Московской биеннале современного искусства. С 2013 по 2016 год участвовала в рабочей группе международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар». С 2014-го сотрудничаю с Фондом поддержки современного искусства «Сфера» (ранее — Фонд современного искусства Владимира Смирнова и Константина Сорокина).

Дарья Троценко

Я изучала промышленный дизайн в МГХПА им. Строганова, занималась паблик-артом, участвовала в разных конкурсах, арт-проектах, выставках (самые любимые — конкурсы от платформы Smart Urban и Slide Plastic Design). Проект Романа Минаева «В этом доме живет и работает» — замечательный и очень своевременный. Так радостно было найти творческих единомышленников в Измайлово: мы все давно жили рядом, но были оторваны от локальной художественной среды. Найти по соседству близких по духу и роду занятий людей — бесценно! Особенно приятно было принять столько гостей и, в свою очередь, посетить других художников, услышать их рассказы, погрузиться в атмосферу их мастерских и квартир. И так здорово, что благодаря интерактивной карте района теперь каждый может заглянуть к нам всем в гости.

Татьяна Манаева

Я выпускница МГХПА им. Строганова, художник-иллюстратор, комиксист. Работаю в техниках графики, живописи, керамики и других медиа. С Измайлово была связана большая часть моей жизни, но благодаря проекту район сильно изменился для меня, стал гораздо ближе и роднее. Теперь он полон знакомых лиц, словно я живу тут гораздо дольше, чем на самом деле. Художники, которые здесь обитают, показали мне новые интересные практики, помогли посмотреть на свои работы и опыт с новой стороны, задуматься о будущих проектах. Галерея «Измайлово» — теперь точка притяжения. Я чувствую себя частью сообщества не только района, но и Москвы в целом, что очень важно для любого художника. Я рисую всю жизнь, но только сейчас впервые почувствовала себя частью профессионального сообщества.

Матвей Налимов

Я родился и вырос в Москве, окончил факультет монументально-декоративной скульптуры МГХПА им. Строганова, участвовал в региональных и международных выставках, городских конкурсах. Работаю в области декоративно-прикладного искусства, создаю мелкую скульптурную пластику. Увлекаюсь современными технологиями фрезеровки на станках с ЧПУ и 3D-печатью, интересуюсь темой апсайклинга. Участие в «Лаборатории событий» напомнило мне работу волонтером в некоммерческой организации. Я узнал о многих интересных личностях нашего района, завел новые знакомства, мы обсуждаем наше творчество. Все это укрепляет локальное творческое комьюнити и, как следствие, гражданское общество.

Елена Сакирко

Я окончила школу современного искусства «Свободные мастерские», делала проекты в рамках арт-резиденции «Выкса» и фестиваля Fest I Nova (Грузия), училась на сценографа в Британской высшей школе дизайна. Объявление о лаборатории увидела по дороге в поликлинику, прошла мимо, но что-то зацепило — вернулась. Мастерской у меня нет, поэтому я ждала участников «Лаборатории событий» дома с маленьким сыном. Гости заполнили всю лестницу. Неожиданно интересно и сложно было рассказать о себе основное, найти в бесконечных папках на компьютере документации моих работ. Удивиться вопросам, узнать, что в твоих проектах цепляет других. Я рада, что вдруг в гостях оказалось столько интересных людей, и все — мои соседи.

А в следующую субботу я поняла, что это не просто соседи, а единомышленники, друзья. Было так здорово ехать на трамвае и разговаривать про Измайлово, потом прийти в какую-то новостройку, обнаружить там сквот художников и перенестись в какое-то тайное пространство... Мы договорились продолжать проект — в Измайлово еще столько художников, которые ждут гостей.

Ольга Конорова

Я живописец, график, член Союза художников России. Живу и работаю в Измайлово. Рисую всю жизнь с того момента, как начала ходить. Работаю в разных техниках, на данный момент любимые материалы — гофрокартон, акрил, оргалит, тушь, карандаши. Мои работы находятся в коллекциях Государственного музея Востока, Волгоградского музея изобразительных искусств им. Машкова, других музеях и частных собраниях.

Рада, что получилось участвовать в проекте «В этом доме живет и работает». Было интересно ходить в гости и принимать гостей. Мне кажется, всем сейчас не хватает такого формата общения, а художникам особенно: мы как будто потеряны в огромных пространствах современного города, и зачастую нам не с кем поговорить о своих интересах, ценностях, проблемах. Нравится и то, что проект наводит фокус внимания районного сообщества на художников, показывает их значимость.

Павел Боркунов

Мне очень много дало посещение мастерской рабочей группы. Я люблю показывать свои работы, рассказывать о специфике работы в мастерской в районе Гольяново. Художнику очень нужно внимание зрителей, иначе он закисает. Многие заказчики приезжают в наш окраинный район с неохотой или вовсе отказываются ехать, поэтому очень хорошо, что ваш проект снимает с него завесу маргинальности. Один мой друг-художник лет пять назад, услышав мои жалобы, сказал пророческую фразу: «Паш, поверь, к тебе будут приходить. Этот район, как ГДР, станет однажды популярен, и люди сюда потянутся». Во многом он был прав. Всегда надо немного подождать.

Сейчас многие художественные организации занимаются децентрализацией искусства. Это сложно, но необходимо. Хотелось бы верить, что вам тоже что-то дало посещение мастерских художников. Лично мои двери всегда открыты для вас.

Александра Подушкина

Я художник, родилась в 1990 году в Москве. В своих работах я прежде всего стремлюсь передать красоту и уникальность природы. Мне нравится, что благодаря монохрому и минимализму можно заострить внимание на деталях, сделать акцент на текстуре и фактурности. Я хочу минимальными средствами отобразить идеальный замысел природы. В повседневной жизни мы обращаем на это так мало внимания.

Галина Луппо

Я медиатор, перформер, работала в отделе медиации фонда V–A–C. В сфере моих интересов — работа с комьюнити, партиципаторные и активистские практики, современный танец и перформанс. В проекте я была ассистенткой художника Романа Минаева, моя роль заключалась в поиске художников, к которым мы ходили на экскурсии, и в организации последних. Мы нашли 50 художников, организовали походы в 23 мастерские, а в телеграм-чате собралось более 80 человек. Самым важным, на мой взгляд, стало активное включение жителей Измайлово: были постоянные участники, которые посещали все экскурсии, собственные фотограф, дизайнер и архитектор. Надеюсь, что проект продолжится силами жителей, а может быть, даже самоорганизуется в соседних районах. И, конечно, впереди презентация в Доме культуры «ГЭС-2».

Коробка Наташа

Я прилетела из Владивостока в Москву 27 октября 2021 года, жила в Измайлово с декабря 2021 по февраль 2022 года. Встречи с Романом Минаевым во Владивостоке и в Москве вдохновили на создание выставочного проекта «Места (не)столь близкие» с предварительными совместными художественными практиками. Первые из них я инициировала в доме 25 на улице Мироновская, где жила и работала: именно туда пришли участники «В этом доме живет и работает». Проект Романа дает художникам возможность быть услышанными. Открытость мастерских — пример современного прозрачного общества.

Федора Акимова, Гульнара Амери, Варя Баркалова, Анна Белоусова, Дима Гред, Алексей Дьяков, Фёдор Дякин, Евгения Ионова, Илья Колесников, Марина Кузнецова, Максим Смиренномудренский, Дмитрий Чевозеров, Игорь Ширшков

Ярослав Алёшин — куратор программ взаимодействия с сообществами фонда V–A–C.

Вера Красносельская — куратор программ взаимодействия с сообществами фонда V–A–C.

Александра Тумаркина — куратор программ взаимодействия с сообществами фонда V–A–C.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}