V
A
C
V
A
C

Кабинет редкостей

undefined: 

Проект Руслана Поланина — эксперимент по «одомашниванию жуткого», борьбе с травмирующей реальностью: уменьшая изображения монстров, художник приручает их.

Выставка «Чародеи» показывает, как разные художники работают с темным фольклором. Каждый из ее участников интересуется определенной стороной фантастического, сверхъестественного, ужасного — тем, как они проявляются в истории, локальной мифологии, советском фольклоре и цифровой реальности. И хотя на первый взгляд может показаться, что скульптуры лесных божков и отсылки к детским фильмам 1980-х не имеют отношения к современности, проект помогает навести восприятие на близкий нам фокус.

Тянущиеся вверх высохшие изогнутые стебельки под стеклянным куполом

Руслан Поланин давно увлекается жутким, ужасным и необъяснимым. Его сольные художественные проекты строятся вокруг различных паранаучных идей и понятий, мистических текстов и психоаналитических теорий. Изучая всевозможные ритуалы, медиумов, столоверчение и их следы в истории, Поланин, обращаясь к работам философов-постструктуралистов, выстраивает сюжеты, в которых действуют слова и понятия.

В эссе «Беспокоящая странность: эстетика ужаса и ее практическое воплощение в современном искусстве» он рассматривает категории «темного» Возвышенного и Жуткого, разбирая эти понятия на основе работ Фрейда, Мари Бонапарт и даже короля ужасов Стивена Кинга, а также произведений современного искусства, включая работы Мики Плутицкой. Таким образом выстраивается сюжетная линия от классиков визуальных кошмаров вроде Ханса Беллмера (1902–1975) к российским молодым художникам.

В проекте «Кабинет редкостей» (2021) художник вводит свой собственный термин «анхюгге», который объясняет как «одомашнивание жуткого», гибрид скандинавского уюта («хюгге») с фрейдовским Жутким, Das Unheimliche, и стремится вывести алхимическую формулу, при соблюдении которой страх, возникший в условиях определенной социальной и исторической ситуации, сможет привести к терапевтическому эффекту, стать целительным. Ритуальные фигурки демонов и божков или языческие алтари, приобретая декоративную функцию, лишаются сакральности и потусторонней тайны, недоступной обывателю.

Утратив могущество и устрашающие размеры, эти существа по-прежнему остаются монстрами (только теперь уже совсем маленькими) и обращаются к глубинам подсознания, так или иначе отражая юнгианские архетипы, но делают это куда деликатнее, чем привычные оккультные силы. Получается, что в уменьшенном виде символика жуткого действительно перестает пугать.

Одомашнивание — частый художественный прием борьбы с травмирующей реальностью, заставляющий иначе взглянуть на существующий порядок вещей и поставить под сомнение саму возможность опасности. «Представление фигуры монстра (типичного обитателя фильма ужасов) в позитивном ключе позволяет на каком-то уровне становиться более открытым для Другого и Иного», — замечает художник.

Изменение контекста восприятия позволяет изменить эмоциональную окраску самих понятий на прямо противоположную. Принципиально важно и использование природных материалов, которые, как в неоязыческих алтарях, получают у Поланина вторую жизнь. «Кабинет редкостей» — единственный на выставке пример приручения жуткого.

/