V
A
C
V
A
C

Брайль в искусстве

Цикл просветительских лекций о возникновении шрифта Брайля, его практическом использовании и том, как он может стать искусством.

Видели в музеях таблички с точками, но хотели бы узнать о написании брайлевских текстов больше? Какие современные устройства дают нам возможность читать и писать по Брайлю и можно ли это делать, не зная букв?

На первой встрече мы поговорим об истории создания шрифта и мифах, с ним связанных. Также мы обсудим его литературные, компьютерные и сокращенные вариации и способы чтения — кончиками пальцев или губами.

Вторая лекция посвящена тому, как рельефно-точечный шрифт становится частью искусства, а не только средством, обеспечивающим доступ к информации. В качестве примера можно привести французского художника с псевдонимом The Blind. Он создает граффити для слепых, тексты которых затрагивают тему зрения и способов восприятия: надпись «Не трогать» на здании музея, «Не пойман — не вор» на стенах суда и другие.

Mike Kemp/Getty Images

Тема третьей лекции и последующего практического занятия — графическая поэзия. Этот вид искусства труднодоступен для людей, использующих шрифт Брайля, так как расстояние между точками, символами и строками в нем фиксированное. Если написать сплошной брайлевский текст или создать рельефное изображение возможно по отдельности, то графическая поэзия, в которой сами строки представляют собой изображение, требует нестандартных решений. Их поиску и будет посвящен мастер-класс, результатом которого станут простые графические работы, написанные Брайлем.

Авторы

Оксана Осадчая
Выпускница Школы филологических наук НИУ ВШЭ, кураторка отдела доступности для слепых и слабовидящих Дома культуры «ГЭС-2». Тестирует надписи по Брайлю в учреждениях культуры, преподает шрифт Брайля слепым и слабовидящим. Вела кружок для школьников, интересующихся этим шрифтом, в Летней историко-филологической школе НИУ ВШЭ (2019). Участвовала в создании брайлевских обозначений для древнерусских и старославянских текстов с целью издать грамматический очерк и хрестоматию для филологов, лингвистов и историков, использующих шрифт Брайля.

Тоня Белугина
Студентка Школы культурологии НИУ ВШЭ, автофикшен-писательница. Культурная исследовательница, специализируется на истории московского концептуализма и сообществ в советском неофициальном искусстве.

Продюсеры
Оксана Агапова, Ольга Королева

Ассистент
Галя Новоторцева

Программа

28 ноя

История шрифта Брайля.
Лекция

15:00–16:30

1 дек

Шрифт Брайля как часть искусства.
Лекция

15:00–16:30

4 дек

Графическая поэзия.
Лекция

12:00–13:30

4 дек

Графическая поэзия.
Мастер-класс

13:30–15:00