Бетховен:
Симфонии № 1 и № 7.
Questa Musica,
Филипп Чижевский
Два шедевра оркестрового репертуара XIX века — Первая и Седьмая симфонии Людвига ван Бетховена.
Филипп Чижевский — один из ведущих российских исполнителей музыки барокко и классицизма. Вместе со своим ансамблем Questa Musica дирижер возвращается в Дом культуры «
Первая симфония открыла XIX век в музыке — ее премьера состоялась в Вене 2 апреля 1800 года — и вошла в историю как произведение с «двойным дном». С одной стороны, ее автор присягает на верность идеалам предшественников, Гайдна и Моцарта, с другой — прекрасно осознает, что говорит от имени совершенно новой эпохи: недаром Первая открывается диссонирующим аккордом, бросающим вызов музыке прошлого. Музыковед Лариса Кириллина так определяет место этой симфонии в истории искусства: «При внешней безупречности форм Первая — отнюдь не дитя „старого режима“. По многим своим внешним признакам она действительно принадлежала традиции XVIII века, но эта принадлежность, обозначенная как сознательно избранная автором позиция, уже заключала в себе момент рефлексии, критики, иронии или самоиронии — то есть дистанцирования от все еще живой и любимой, но неотвратимо уходящей в прошлое эпохи».
Эволюция бетховенского стиля особенно заметна в Седьмой симфонии, впервые исполненной в Вене в 1813 году. Работая с привычным для эпохи классицизма компактным составом оркестра — тем же, что и в Первой, — композитор выстраивает совершенно иную по музыкальной архитектуре форму — пышную, масштабную, с потрясающей яркостью и динамичностью. Рихард Вагнер называл Седьмую «апофеозом танца», а от дионисийского финала уже рукой подать до Девятой симфонии с ее «Одой к радости».
Программа
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Симфония № 1, соч. 21
I. Adagio molto — Allegro con brio
II. Andante cantabile con moto
III. Menuetto: Allegro molto e vivace
IV. Adagio — Allegro molto e vivace
Симфония № 7, соч. 92
I. Poco sostenuto. Vivace
II. Allegretto
III. Presto
IV. Allegro con brio
Исполняют
Ансамбль Questa Musica основан в 2008 году Филиппом Чижевским. В его репертуар входят произведения русских и зарубежных классиков в диапазоне от музыки эпохи Возрождения и барокко до сочинений современных композиторов. Коллектив выступает с концертами в России и по всему миру, принимает участие в оперных и драматических постановках: на его счету — «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра для творческого объединения «Опергруппа» (2012), «Страсти по Никодиму» Александра Маноцкова для проекта «Платформа» (2013), «Сверлийцы» (2015) и «Галилео» (2017) в Электротеатре Станиславский, «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в постановке Константина Богомолова на сцене МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (2018).
Филипп Чижевский (р. 1984, Москва) — окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского: учился хоровому дирижированию у Станислава Калинина и оперно-симфоническому дирижированию — у Валерия Полянского), а с 2011 года начал там же преподавать и занял пост дирижера Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель — Валерий Полянский). С 2014 года — приглашенный дирижер Большого театра России, где выпустил премьеры опер «Франциск» Сергея Невского (2012) и «Перикола» Жака Оффенбаха (2019). Помимо уже перечисленных постановок с ансамблем Questa Musica, за его плечами — «Кармен» Жоржа Бизе в Пермском театре оперы и балета (2021), а также оперы «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (Большой театр, 2021). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа дирижера» и Международной музыкальной премии BraVo в номинации «Опера года» за постановку «Триумф Времени и Бесчувствия».