V
A
C
V
A
C

Спросите Аду

Российская премьера оперы Янниса Кириакидеса — «музыкального театра для голоса, ансамбля и мультимедиа».

Один из ведущих европейских композиторов наших дней, Яннис Кириакидес сочетает в своей работе звук, перформанс и визуальное искусство. Показ его оперы «Спросите Аду» — важнейшее событие в программе «ГЭС-2: Музыка», представляющей современную музыкальную сцену как пространство кросс-дисциплинарного поиска, диалога искусств.

Все фото: Глеб Леонов

Сценический текст и зрительный ряд здесь являются частью партитуры, а композитор выступает одновременно и как художник-постановщик. Кириакидес выстраивает сложную систему отражений зримого и слышимого, где видео, слово, акустический и электронный звук находятся в контрапункте.

Заглавная героиня Ада Лавлейс — дочь поэта Джорджа Байрона, первый в истории программист. Еще в середине XIX века она предсказала наступление эры искусственного интеллекта. «Спросите Аду» — не просто биография: 36 эпизодов оперы соответствуют количеству лет, прожитых Лавлейс, а также количеству строчек в ее компьютерной программе, код которой, написанный в 1843 году, лежит в основе сочинения Кириакидеса.

Яннис Кириакидес (р. 1969, Лимассол) — композитор, художник мультимедиа, профессор Королевской консерватории в Гааге. С 1992 года живет в Нидерландах. Его музыка регулярно исполняется на крупных фестивалях и в концертных программах ведущих ансамблей современной музыки в Европе и России. В своем творчестве Кириакидес осмысляет музыкальную коммуникацию как таковую, ломает стереотипы восприятия слушателей и исполнителей, исследует новые связи между словом и звуком с помощью компьютерных технологий. В концертных сочинениях и саунд-инсталляциях композитор использует системы кодирования информации, чтобы переводить вербальные тексты в музыкальные полотна, синтезировать воображаемые или внутренние голоса.

Евгения Сафонова (р. 1982, Томск) — режиссер, сценограф. С 2019 года — режиссер Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Самые яркие проекты последних лет: «Бесчестье» по одноименному роману Джона Максвелла Кутзее (2022), «Происшествия» по прозе Томаса Бернхарда (2020) и «Аустерлиц» по роману Винфрида Георга Зебальда (2019) в БДТ; «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока в Пермском театре оперы и балета (2022). Лауреат Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» в категории «Лучший молодой режиссер» (2016), международной премии Станиславского в номинации «Перспектива» (2019), Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа художника в драматическом театре» (2020).

Константин Бинкин (р. 1982, Санкт-Петербург) — художник по свету. В 2014 году окончил Российский государственный институт сценических искусств. Основные проекты последних лет: L.A.D. на музыку Леонида Десятникова («Урал Опера Балет», 2021), «Евгений Онегин» Петра Чайковского в постановке Владиславса Наставшевса, «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока в постановке Евгении Сафоновой (Пермский театр оперы и балета, 2022), «Бесчестье» Джона Максвелла Кутзее в постановке Евгении Сафоновой (Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, 2022), «Двенадцать» Бориса Тищенко в постановке Александра Сергеева (Государственный академический Мариинский театр, 2022), Made in Bolshoi Анатолия Королева в постановке Антона Пимонова (Государственный академический Большой театр, 2022). Шестикратный номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Андрей Титов-Врублевский (р. 1989, Санкт-Петербург) — звукорежиссер, куратор. Окончил Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, стажировался в Музыкальном колледже Беркли. Работал над проектами Мариинского, Михайловского и Большого театров, Санкт-Петербургской филармонии, киностудии «Ленфильм», был сотрудником студии сценографии и сценических технологий «Шоу Консалтинг» (2010–2018). Звукорежиссер проектов «Настройки» и «Настройки-2», сокуратор проекта «Настройки-3» в Доме культуры «ГЭС-2» (2022).

Программа

Яннис Кириакидес

«Спросите Аду» (2021)

Музыкальный театр для голоса, ансамбля и мультимедиа

Либретто Теодора Делаво

Первое исполнение в России

Исполняет
Московский ансамбль современной музыки
Михаил Дубов фортепиано
Андрей Винницкий ударные
Луиза Минцаева арфа
Евгений Субботин скрипка
Александр Митинский альт
Ольга Демина виолончель
Виктория Коршунова директор МАСМ

Дирижер
Федор Леднев

Голос
Арина Зверева

Режиссер-постановщик
Евгения Сафонова

Художник по свету
Константин Бинкин

Звукорежиссер
Сергей Кочетков

Ассистент дирижера
Ольга Власова

Куратор
Дмитрий Ренанский

Сокуратор
Андрей Титов-Врублевский

Продюсеры
Екатерина Архипова, Марина Бадудина, Яна Ромашкина

Техническая команда
Андрей Белов, Артем Канифатов, Ксения Косая, Константин Петрук

Русский перевод либретто
Арина Волгина

/