Артхаус: Эпизод 1

Дата:
4–22 окт 2022

Исследование независимого авторского кино как важной области современной культуры — совместный проект «ГЭС-2» и творческого объединения Arthouse.

До конца 2023 года в Доме культуры «ГЭС-2» и в культурных центрах 17 городов России пройдут четыре Эпизода проекта, программа каждого из которых выстроена вокруг определенной темы. «Артхаус: Эпизод 1» посвящен нарушению коммуникаций в современном обществе, отсутствию взаимопонимания между людьми и поиску возможностей для диалога.

Показы свежих релизов мирового авторского кино будет сопровождать публичная программа: беседы и дискуссии с участием философов, психологов, социологов и кинокритиков. Обсуждение фильмов станет отправной точкой для разговора об актуальных общественных проблемах и междисциплинарных связях в современном искусстве. Такой формат позволит зрителям познакомиться с разными подходами к интерпретации современного кинематографа и оценить роль художественных произведений в коллективном осмыслении социальной ситуации и в целом в понимании устройства мира, в котором мы живем.

В рамках проекта будет реализован новый формат взаимодействия — показы для молодых профессионалов индустрии, призванные сформировать у них более глубокое понимание потребностей и актуального состояния кинематографической отрасли.

Куратор: Андрей Василенко

Творческое объединение Arthouse

Кинопрокатная и продюсерская компания, которая видит своей миссией расширение аудитории современного авторского кино, создание просветительской платформы для общения зрителей с кинематографистами. Arthouse представила российским зрителям фильмы Ларса фон Триера, Клер Дени, Гаспара Ноэ, Йоакима Триера, Джастина Курзеля, Шарлотты Генсбур, Уберто Пазолини, Натали Бьянчери и многих других режиссеров.

Публичная программа

Место: Центральная платформа
Возраст: 6+

* Мероприятия пройдут с переводом на русский жестовый язык.

15 октября

Хронология увядания как психоаналитический дисплей

Последние годы жизни и борьба с неизлечимыми заболеваниями: что может рассказать нам о сущности человеческой природы художественное исследование этой темы? Приняв за отправную точку фильм Гаспара Ноэ «Вихрь», культуролог Инна Кушнарёва и куратор фонда V–A–C Андрей Василенко размышляют о психоаналитическом измерении увядания и о том, как близкие люди отдаляются друг от друга перед лицом смерти.

Инна Кушнарёва
Культуролог, кинокритик, переводчик и редактор переводов философской и научной литературы. Член редколлегии журнала «Логос». Вела авторский курс «Неклассические эстетические категории» в Московской школе нового кино. Автор лекционных курсов в Музее современного искусства «Гараж», в программе «Философский клуб» Центра современного искусства «Винзавод» и в Открытом лектории Павильона острова Новая Голландия (Санкт-Петербург). Автор публикаций в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки», Logos Review of Books и других.

Андрей Василенко
Куратор и кинокритик. Изучал архитектуру и философию в Дальневосточном государственном университете. С 2019 года куратор фонда V–A–C и «ГЭС-2». Креативный продюсер и отборщик международного кинофестиваля «Послание к человеку».

Культура отмены: этические предпосылки и ее отражение в реальности

После дела Харви Вайнштейна понятие отмены (canceling) стало одним из самых распространенных в информационном поле. Как несовершенство социальных институтов повлияло на развитие такого радикального инструмента взаимоотношений? Разбирая сюжет фильма Ивана Атталя «Дела человеческие», философ Вячеслав Данилов и куратор фонда V–A–C Андрей Василенко обсудят этическое измерение института отмены.

Вячеслав Данилов
Философ, публицист. Доцент философского факультета МГУ. Член редколлегии журнала «Логос», научный редактор журнала «Городские исследования и практики» (НИУ ВШЭ). Координатор Московского философского колледжа (до 2022 г.). В прошлом преподаватель МГТУ, МАМИ, РУДН, редактор «Русского журнала» и ряда других интернет-изданий.

16 октября

Изоляция и новые типы коммуникации. Как пандемия заставила нас измениться и кто герои постковидной эпохи

Пандемия COVID-19 оказалась универсальным опытом для переосмысления привычного образа жизни. Невозможность полноценной коммуникации и необходимость виртуального общения стала одной из самых популярных тем в современной культуре. Философ Йоэль Регев, кинокритик Евгений Майзель и социолог Катя Колпинец поговорят о последствиях нарастающей медиализации повседневности, анализируя сюжет фильма Бертрана Бонелло «Кома».

Катя Колпинец
Исследовательница медиа и культуры селебрити, преподаватель Школы культурологии НИУ «Высшая школа экономики». Автор книги «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты» (2022).

Евгений Майзель
Кинокритик, киновед. Редактор журнала «Искусство кино» и научного рецензируемого журнала «Кинема». Преподаватель Московской школы нового кино, приглашенный лектор в Санкт-Петербургской школе нового кино, Московской школе кино и других вузах. Автор публикаций в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Художественный журнал», Kinote и других, а также цикла просветительских статей «Алфавит американского андеграунда» на сайте kinotoday.ru. Автор многочисленных лекционных курсов, в том числе «Авангард и его отражения в авторском кино» (вместе с Инной Кушнарёвой, музей «Гараж», 2021–2022) и «История американского киноавангарда» (Еврейский музей и центр толерантности, 2021).

Йоэль Регев
Философ, доктор наук, доцент центра практической философии «Стасис» Европейского университета (Санкт-Петербург). Основная сфера научных интересов — история современной философии, спекулятивный реализм и материалистическая диалектика. Автор публикаций, посвященных философии Жиля Делёза, Жан-Люка Мариона, Алена Бадью, а также методологическим проблемам академического изучения еврейской мистики и проблемам радикальной секуляризации. Автор книг «Коинсидентология: краткий трактат о методе» (2015), «Невозможное и совпадение. О революционной ситуации в философии» (2016), «Радикальный ти-джеинг» (2021).

17 октября

Феномен социопатии в оптике коллективной ответственности

Сообщения о массовых убийствах, совершаемых одиночками, стали обыденными в новостных сводках. Каким образом разлад с реальностью и потеря социальных связей становятся причиной трагических событий и как можно предотвратить последние? Философ Евгений Логинов обсуждает фильм Джастина Курзеля «Нитрам» с культурологом Инной Кушнарёвой.

Евгений Логинов
Историк философии, кандидат наук, главный редактор журнала «Финиковый Компот». Научный сотрудник философского факультета МГУ, сотрудник Московского центра исследования сознания. Области научных интересов — британская философия Нового времени, аналитическая философия, этика, метафизика.

Кинопрограмма

Вихрь

Vortex
Место: Актовый зал
Даты: 8–22 окт 2022
16+
Франция–Бельгия–Монако, 2021
Режиссер Гаспар Ноэ
В ролях: Алекс Лутц, Дарио Ардженто, Франсуаза Лебрун

Кадр из фильма «Вихрь», 2021

Исследование темы утраты — история о пожилой паре, которая пытается бороться с прогрессирующей деменцией. Лента совсем не похожа на другие картины Ноэ: это размеренное рассуждение о жизни и смерти, в котором режиссер отказывается от фирменной экзальтации в пользу деликатного наблюдения за своими героями.

Картина получила пять премий международных кинофестивалей, в том числе признана лучшим фильмом Монреальского и Гентского.

В широком прокате с 20 октября 2022 года.

Нитрам

Nitram
Место: Актовый зал
Даты: 9–22 окт 2022
18+
Австралия, 2021
Режиссер Джастин Курзель
В ролях: Калеб Лэндри Джонс, Джуди Дэвис, Эсси Дэвис, Энтони ЛаПалья

Кадр из фильма «Нитрам», 2021

Середина 1990-х. Нелюдимый молодой человек по имени Нитрам живет с родителями в маленьком городке на острове Тасмания. После трагической разлуки с единственным другом герой все сильнее проникается ненавистью к окружающим, что приводит к самой масштабной серии убийств за всю историю Австралии.

Фильм получил множество фестивальных наград, а также был признан лучшим в восьми номинациях премии Австралийской академии кинематографа и телевидения и в четырех — премии Круга кинокритиков Австралии.

В широком прокате с 24 ноября 2022 года.

Дела человеческие

Les choses humaines
Место: Актовый зал
Даты: 11–20 окт 2022
18+
Франция, 2021
Режиссер Иван Атталь
В ролях: Шарлотта Генсбур, Матьё Кассовиц, Бен Атталь

Кадр из фильма «Дела человеческие», 2021

История двух молодых людей, которых объединяют одна ночь и суд, где правда оказывается неуловимой. Виновен ли он в изнасиловании, или она хочет только мести?

Фильм-лауреат фестивалей BCN Film Fest и FEST (Белград).

В широком прокате с 10 ноября 2022 года.

Под облаками

Rien à foutre
Место: Актовый зал
Даты: 11–16 окт 2022
18+
Франция–Бельгия, 2021
Режиссеры Жюли Лекустр и Эммануэль Марре
В главной роли: Адель Экзаркопулос

Кадр из фильма «Под облаками», 2021

Комедийная драма о 26-летней стюардессе лоукостера, жизнь которой — рутина из полетов, клубов, выпивки, дейтинг-приложений, социальных сетей и одноразовых связей. Кассандра мечтает, что когда-нибудь найдет работу в крупной авиакомпании и будет летать в места своей мечты. Неожиданное потрясение заставляет ее начать рефлексировать о травмах из своего прошлого и о том, как все же достигнуть своей цели.

Лента получила призы международных кинофестивалей в Хихоне (Испания) и Остенде (Бельгия).

В широком прокате с 3 ноября 2022 года.

Больше чем никогда

Показ только для профессионального сообщества

Plus que jamais
Место: Актовый зал
18+
Франция–Германия–Люксембург–Норвегия, 2022
Режиссер Эмили Атеф
В ролях: Гаспар Ульель, Вики Крипс, Бьёрн Флоберг

Кадр из фильма «Больше чем никогда», 2022

Элен и Матье счастливы вместе уже много лет. Узнав о своем диагнозе, Элен в одиночку отправляется в Норвегию в поисках душевного равновесия, и это становится проверкой силы их любви. Последняя роль Гаспара Ульеля, погибшего в январе 2022 года в результате несчастного случая.

В прокате с 2023 года.

Кома

Coma
Место: Актовый зал
Даты: 14–19 окт 2022
16+
Франция, 2022
Режиссер Бертран Бонелло
В ролях: Жюлия Фор, Луиз Лабек

Кадр из фильма «Кома», 2022

Фильм-посвящение 18-летней дочери режиссера. Оказавшись взаперти в своем доме во время локдауна, главная героиня изучает мир посредством социальных сетей и думскроллинга в интернете. Через ее образ Бонелло анализирует паттерны поведения поколения Z.

Лауреат приза ФИПРЕССИ (программа «Столкновение») на Берлинском кинофестивале.

В мировом прокате с 16 ноября 2022 года.

Города и кинотеатры — участники региональной программы

Великий Новгород
«Новгород»

Владивосток
«Уссури»

Екатеринбург
Ельцин Центр

Нижний Новгород
«Орленок»

Новосибирск
«Победа»

Омск
«Слава»

Пермь
«Премьер»

Петропавловск-Камчатский
«Лимонад»

Ростов-на-Дону
«Горизонт»

Самара
«Художественный»

Санкт-Петербург
«Аврора»
«Англетер»

Саратов
«Дом кино»

Томск
«Киномакс» (франшиза)

Хабаровск
«Гигант»

Челябинск
Кинотеатр им. Пушкина

Южно-Сахалинск
«Комсомолец»

Ярославль
«Киномакс-Аура»

Информационные партнеры

Вода для участников публичной программы предоставлена Edis