V
A
C
V
A
C

Пролог

Безмолвное вступление к выставке, посвященной отсечению, отказу, освобождению художественных работ от казавшихся ранее обязательными атрибутов.

Герои групповой выставки «Краткая история отсутствия» — работы, в которых отсутствует то, что по всем правилам как раз и позволяло бы считать их произведениями искусства. Можно сказать, что именно с такого жеста отсечения начинается отсчет современного искусства в целом. В центре внимания проекта — различные примеры продуктивного отсутствия или устранения. Как работает произведение, лишаясь названия? Что происходит с искусством, когда оно покидает пределы выставочных залов? Как отказ от традиционного разделения между объектом искусства и созерцающей его публикой открывает новые горизонты эстетического опыта? Можно ли добавлять, удаляя?

Титульное изображение проекта: белый прямоугольник, перечеркнутый накрест по диагонали серыми пунктирными линиями. В нижней части надпись серым цветом «Пролог»

Произведение Джона Кейджа «4′33″», сочиненное в 1952 году, — один из самых радикальных жестов в современной академической музыке. «Безмолвная пьеса» сложена из тишины — или, точнее, из звуков окружающей среды, которые она позволяет уловить: скрипа открывающейся крышки рояля, ветра за окном, кашля в концертном зале, оброненных кем-то фраз. «4′33″» состоит из трех частей, которые длятся 33 секунды, 2 минуты 23 секунды и 1 минуту 40 секунд соответственно и исполняются одним или несколькими музыкантами, которые не притрагиваются к инструментам. Произведение призвано обнажить само вещество времени, чистую длительность и населяющие ее шумы. «Я хотел, чтобы это сочинение было свободно от моих симпатий и антипатий, потому что считаю, что музыка должна быть свободна от чувств и мыслей композитора… Такого понятия, как тишина, не существует. То, что слушатели приняли за тишину, потому что не умели слушать, было полно случайных звуков», — признавался позднее композитор.

Интерес к паузам, промежуткам, пустоте, неопределенности, потоку времени во многом отражал увлечение Кейджа дзен-буддизмом и другими восточными философскими школами, для которых важна осознанность проживания каждого момента. В том же направлении развивались и художественные искания московских концептуалистов, для которых Кейдж был опорной фигурой. На протяжении выставки «4′33″» будет исполняться разными составами музыкантов.

/