V
A
C
V
A
C

Краткая история отсутствия.
Медиация в расширенном поле

Серия встреч и событий, посвященных коллективному осмыслению выставки, ее работ и поднимаемых ею тем.

В программе «Медиация в расширенном поле» мы обращаемся к различным техникам, помогающим осваивать и интерпретировать художественные высказывания и кураторские концепции. Первый сезон программы был посвящен проекту «Настройки-3». На этот раз мы попытаемся выяснить, насколько современное искусство релевантно обществу, а общество — искусству, на примере «Краткой истории отсутствия».

Черный глянцевый трехмерный крест

Как изобретение фотографии повлияло на искусство? Как научиться не только смотреть на произведение, но и проживать его всем телом? Какую роль в выставках современного искусства играют авторские высказывания, а какую — замысел куратора? Почему художники отказываются от названий работ, использования выставочных пространств и присутствия зрителей и как объяснить подобные жесты с позиции теории искусства и траекторий художественного развития авторов?

Ответы на эти и многие другие вопросы мы будем искать с помощью художественных, перформативных и исследовательских практик: медиаторских туров, книжного клуба, дискуссий и практических занятий. Вместе с приглашенными экспертами из различных сфер мы обсудим смыслы и актуальность выставки, поговорим о пересборке заранее определенных сюжетов и о связи художественного производства и зрительского опыта.

Для тех, кто предпочитает исследовать выставку самостоятельно, создан зин, который можно использовать как рабочую тетрадь: инструкции и референсы в нем позволяют проблематизировать, расширить и углубить темы, заявленные проектом «Краткая история отсутствия».

Надеемся, что все это не только расширит контекст возможной дискуссии, но и поможет ответить на вопрос, какой может быть медиация сегодня.

Рабочая группа

Настя Былинкина, Екатерина Воронович, Вася Еленкин, Мария Закуражнова, Вера Замыслова, Данил Коршиков, Сергей Кочкуров, Соня Межеричер, Светлана Тюрина, Карина Чернышова

Координаторы

Сергей Кочкуров, Мария Закуражнова
Медиаторы фонда V–A–C

Продюсер

Ольга Королева

Дизайнер

Маша Виноградова

Программа

Без вспышки

Когда: 28 мая, 15 июл, 20 авг, 14:00–17:00;
4 июн, 13:00–15:00; 22 июл, 14:00–16:00; 20 авг, 14:00–17:00, 27 авг, 14:00–16:00
Где: Галереи, Классы
Возраст: 12+

С самого своего появления фотография как медиум служит предметом споров и переосмысления. Ролан Барт называл ее точным окном в реальность, Вальтер Беньямин — кризисом ауры искусства, для большинства же современных обладателей смартфонов она прежде всего средство постоянного процесса визуальной фиксации. Но что, если от документации окружающего мира перейти к поиску и созданию альтернативной реальности?

Участники медиаторского практикума смогут вернуться к истокам фотографии. На первой встрече они сконструируют камеры обскура, чтобы с их помощью создать работы на три главные темы выставки: «Без названия», «Без автора», «Без зрителя». На следующей встрече мы устроим экспозицию из получившихся снимков, критически осмыслим их теневую архитектуру и геометрию, отследим повторяющиеся сюжеты и выстроим серии, рассказывающие истории.

Практикум предполагает посещение обеих встреч. Специальная художественная подготовка не требуется. Мы предоставим все материалы для создания камер обскура.

Ведущие

Данил Коршиков, Соня Межеричер, Карина Чернышова — медиаторы фонда V–A–C

Техническая поддержка

Егор Селезнев, Андрей Шагин — мастера Центра художественного производства «Своды»

Неопределенность

Место: Галереи
Когда: 31 мая, 21 июн, 19:00–21:00
Возраст: 12+

Название цикла встреч дал сборник американского композитора Джона Кейджа. Вошедшие в него истории были впервые опубликованы в его книге «Тишина» (Silence, 1961), где соседствовали с лекциями по авангардной и экспериментальной музыке. Они не были связаны с последними, более того — разительно от них отличались: у этих текстов не было ни названия, ни четкой последовательности, ни кульминации, ни морали. При этом каждый парадоксальным образом дополнял любой другой, создавая ощущение общей логики.

Мы предлагаем по схожему принципу обсудить произвольную выборку работ выставки «Краткая история отсутствия». Как композиторы от Гайдна и Моцарта до алеатористов порой использовали для сочинения композиций броски игральных костей, так участники вместе с медиатором создадут собственные истории и смыслы произведений выставки посредством, по выражению самого Кейджа, «​​непродуманного нанизывания историй».

На первой встрече исходной точкой нашего исследования станет композиция ​​Джона Кейджа «4′33″» (1952), на второй — «Ноль объект» (1982) Тимура Новикова и Ивана Сотникова.

Ведущий

Сергей Кочкуров — исследователь звука, художник, старший медиатор фонда V–A–C

Шаг в пустоту

Где: ГЭС-2
Когда: 9, 30 июн, 14 июл, 19:00–21:00
Возраст: 12+

Представьте, что главный объект на выставке — не произведения искусства, а вы сами. Как меняются ваши дыхание и ритм сердцебиения? Как траектория вашего передвижения по залу соотносится с маршрутами других посетителей?

В ходе практикума мы с помощью перформативных упражнений и инструментов медиации сосредоточимся на телесном переживании выставочного пространства «Краткой истории отсутствия»: проследим, как меняются наши ощущения при выходе из зала и возвращении в него, проанализируем взаимосвязь телесных реакций со зрительскими практиками соучастия. Отдельно мы уделим внимание практикам погружения в себя и поискам внутреннего ресурса.

Сочетая коллективное взаимодействие с индивидуальным переживанием, каждому участнику предстоит сделать шаг в пространстве выставки, самому определив, каким он будет: переходом к чему-то новому или выходом в пустоту.

Авторы и ведущие

Анастасия Россохина — танцор, перформер

Карина Чернышова — искусствовед, медиатор фонда V–A–C

Клубный книж

Где: Классы
Когда: 28 июн, 29 июл, 16 авг, 2023, 19:00–21:00
Возраст: 18+

Выставки современного искусства наполнены смыслами: многие из них переданы чисто изобразительными средствами, другие — концептуально. Иногда мы не считываем скрытых отсылок, но неосознанно чувствуем, что они есть, — и тогда взгляд постоянно спотыкается о них, беззаботно скользя от одной работы к другой.

В пространстве выставки «Краткая история отсутствия» есть специальные читальные залы, где собраны книги, послужившие теоретической основой для создания проекта. Делает ли это выставку более доступной для понимания?

Предлагаем поискать ответ на этот вопрос в серии встреч со стендап-комиками и медиаторами «ГЭС-2». В формате расслабленного непрофессионального обсуждения книг мы поговорим о лесе, квартирных выставках, технологизации искусства, «Смерти автора» Ролана Барта и пересечениях биографий разных художников.

Нам хотелось переосмыслить всем известные форматы книжного клуба и ридинг-группы (почти всегда они либо слишком серьезны, либо недостаточно серьезны) и сделать обсуждение более комфортным и свободным для участников. А что освобождает лучше старой доброй игры слов?

— Екатерина Воронович, руководительница отдела медиации Дома культуры «ГЭС-2»

Для меня это одна из последних возможностей доказать себе, что я еще не в край отупел, или провалиться уже, наверное, навсегда.

— Николай Андреев, стендап-комик

На первой встрече мы разберем книгу Романа Осминкина и Анастасии Вепревой «Коммуналка на Петроградке», на второй статью Адольфа Лооса «Орнамент и преступление», а на третьей книгу Александра Бренера «Жития убиенных художников».Чтобы участвовать в обсуждении, пожалуйста, прочитайте ее заранее: они есть в Библиотеке Дома культуры «ГЭС-2» и в читальных залах на выставке.

Ведущие

Николай Андреев, Алексей Квашонкин, Вера Котельникова, Сева Ловкачев, Даниил Слободенюк, Алексей Соловьев

Екатерина Воронович, Данил Коршиков, Светлана Тюрина — медиаторы фонда V–A–C

Кружок фрактальных иерархий, или Как максимально сложно говорить о простом

Где: Классы, Галереи
Когда: 21 июл, 4, 8, 18 авг, 1 сен, 19:00–21:00
Возраст: 12+

Станет ли взаимодействие с произведением искусства более демократичным, если у последнего не будет авторства или названия? Поможет ли это пересобрать привычную вертикальную иерархию «художник–объект–зритель»?

Участники кружка и медиаторы будут исследовать разные способы восприятия художественных работ и возможности зрительской эмансипации, чтобы выстроить альтернативное взаимодействие с выставкой, в котором не будет места страху непонимания. Каждая встреча состоит из двух частей: сначала критический разговор о способах восприятия искусства, основанный на таких теоретических трудах, как «Смерть автора» Ролана Барта и «Эмансипированный зритель» Жака Рансьера, затем перформативное онлайн-исследование выставки и ее интерпретирование.

Для участия в перформативный части кружка участникам понадобится телефон с возможностью подключения к интернету.

Авторы и ведущие

Настя Былинкина, Вася Еленкин, Маша Закуражнова
Медиаторы фонда V–A–C

Проблески в пустотах внимания

Где: Галереи, Классы
Когда: 27 авг 2023, 14:00–16:00

Встреча-практикум в формате медиаторского тура о рассинхронизации и невозможности повторения опыта существования.

Отсутствие звуков фортепиано в пьесе Джона Кейджа «4′33″» акцентирует внимание на вариативности и ситуативности повседневных шумов. Исключение одного элемента становится поводом подчеркнуть и выделить другие, ранее считавшиеся незаметными или неважными. В других примерах, представленных в рамках проекта «Краткая история отсутствия», изъятие так же становится поводом обратить внимание на другие составляющие и через этот процесс осмыслить искусство как современность.

Практика медиации — это практика диалога, где голоса имеют первичное значение. Вариативность опыта медиации зависит от каждого отдельного из участников, их открытости и готовности к соучастию, а также контекста, в котором они находятся. Подобно исполнению «4′33″», которое из раза в раз невозможно воспроизвести одинаково, медиация не может полностью повторить сама себя. Во время встречи-практикума мы предлагаем сделать отсутствие возможности повторить опыт целью медиации. Встреча будет состоять из двух частей: обсуждения философских и теоретических текстов и концепций и их практического проживания в выставочном пространстве.

Ведущие

Вера Замыслова — искусствовед, исследовательница современного искусства, аспирантка НИУ ВШЭ, медиатор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Саша Пучкова — художница, исследовательница, куратор. Выпускница University of Manchester, Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, участница WCSCD. Работает в жанре художественного фикшена и автофикшена. Ключевые темы: будущая феминность, пустоты и наблюдения.